Идеи античного гуманизма

Другая важнейшая идея, которая была сформулирована в рамках эпохи Возрождения – идея божественного начала в человеке, причем предпочтительным является тип активного социального поведения, поисков истины, стремление к творческому преобразования мира. В людях такого типа поведения являет себя высочайшее достоинство их собственной человечности. Именно таким образом обозначается разрыв между собственно ренессансными представлениями и их источником – средневековыми идеями – по отношению к роли и месту человека в мире. Для средневекового видения идеальный тип поведения – созерцание, религиозный экстаз, следование религиозной догме; для Возрождения познание – это путь к обожествлению человека. Таким образом, происходит разрушение идей теоцентризма, свойственных эпохе средневековья, и формирование принципа антропоцентризма, причем и то, и другое, происходит на основании христианских идей (человек создан по образу и подобию Божьему), однако антропоцентрический поворот в мировоззрении спровоцирован широко распространившимися идеями античного гуманизма.

Необходимо отметить, что сам термин «гуманизм» имеет гораздо более позднее происхождение, чем описываемая нами культурная эпоха. Он возникает в XIX веке и затем применяется к описанию процессов, происходивших в античности и в культуре Возрождения. Собственно гуманистами в Европе конца XIV – начала XVI веков назывались студенты и преподаватели, изучающие гуманитарные дисциплины и являющиеся носителями идей свободной и самоопределяющейся личности, почерпнутой в античной культуре. Античность вообще выступала идеалом для подражания, образцом для создания новых форм – как в языке (античная латынь), таки в драматургии, скульптуре, архитектуре и т.д. Однако надо иметь в виду, что античные идеи не просто соседствовали с христианско-средневековыми, но и взаимодействовали с ними, в результате чего возникало то новое, что невозможно отнести ни к очевидно античному, ни к традиционно христианскому. Античность становится своего рода зеркалом, предлагает те идеи и образы, посредством которых эпоха Возрождения распознает саму себя, выявляет собственное своеобразие.