Материальная культура

 

Материальная культура имеет достаточно сложную структуру. Ее основой является предметно-продуктивные элементы. Последние, в свою

очередь, включают культуру производства, жизнеобеспечения и военного производства.

Производственная культураэто орудия труда, машины, технические системы и транспортные средства.

Культуру жизнеобеспечения составляют постройки, предметы быта, одежда.

Вооружение и военная техникаэто особая область материальной культуры.

Материальная культура – результат, средство и условие деятельности людей. Ее содержание не исчерпывается тем, что она удовлетворяет материальные потребности людей, оно многообразнее и многозначнее. Она выступает средством передачи социального опыта, поэтому содержит также национальное начало, по которому можно установить ее происхождение. Материальная культура отражает процессы взаимовлияния народов, их культур вплоть до вытеснения ее отдельных элементов. Например, в России в 18-19 вв. национальная одежда вытеснялась западноевропейской, становясь постепенно общемировой.

Объекты материальной культуры специфичны для эпохи, социальной группы, нации и даже для индивидуума. Значит, она может выступать и как социальный знак, и как памятник культуры.

Источники изучения материальной культуры:

Реальные предметы (включают археологические и этнографические памятники; сохранившуюся архитектуру; нефункционирующую технику; всю функционирующую материальную культуру).

Их изображения (включают произведения изобразительного искусства, чертежи, иные графические произведения; фото- и кинодокументы).

Макеты и модели, соответствующие оригиналу (включают макеты и модели известны с древности. Это уменьшенные копии реальных предметов, зачастую составлявшие часть заупокойного культа, детские игрушки и т.д.).

Письменные источники (письменные источники содержат самую разнообразную информацию – о предметах материальной культуры, технологии их производства и т.д. По ним можно судить о развитии материальной культуры).

Многие памятники материальной культуры являются символом эпохи (определенные марки автомобилей, танков, «катюши» символизируют для нескольких поколений ВОВ).

Корабли – тоже символы эпохи: парусный – символ петровской эпохи; каравелла – Колумб открыл Америку.

Важная часть материальной культуры – постройки – жилые, производственные, бытовые, культовые и др. Исторически первым среди них было жилище человека.


Костер как первый «культурный» источник тепла и света стал центром притяжения, объединения древнейших людей. Так еще до появления построек возникла идея дома, что явилось важной вехой в развитии общества.

Жилище – это искусственное, реже естественное сооружение, которое укрывает от неблагоприятной внешней среды; с другой – создает социальное пространство, в котором может осуществляться производственная и бытовая деятельность.

Кроме того, жилище – защита от посягательства на жизнь и имущество его обитателей (строились дома-крепости).

С развитием общества и культуры жилище приобретает новые функции. Появление социального и имущественного неравенства привело к тому, что дома стали отличаться размерами, числом комнат, уровнем комфортности. Появились постройки особого социального назначения – дом вождя, дворец правителя, который, кроме утилитарной роли, стал играть презентативно-престижную, что положило начало новому виду искусства – архитектуре. Появились постройки неутилитарного плана, прежде всего культовые, а также связанные с системой государственной власти и управления. Шло время, жилье менялось. Появлялись многоэтажные дома, но большинство людей мечтают жить в собственном доме.

Разнообразием функций и социального содержания отличается одежда. Главное ее назначение – защита тела от неблагоприятного воздействия внешней среды. Но она также служит социальным, социально-демографическим, национально-религиозным знаком отличия. По одежде в прошлом могли бы определить общественный статус ее обладателя (дворянин, купец, духовенство, военный).

Большое значение имели и отдельные элементы одежды – пояс, головной убор. На Руси о социальном статусе человека свидетельствовала его шапка. Чем знатнее, тем выше шапка.

Издавна одежда была знаком племенной или национальной принадлежности. В современных условиях, когда общество перешло на «европейское платье», некоторые люди сохраняют в одежде какой либо национальный элемент (вышитая рубаха, папаха, тюбетейка).

С развитием моды одежда стала средством социального самоутверждения. В середине 20 века самостоятельную роль стала играть молодежная мода (раньше молодежь одевалась в ту же сословную и национальную одежду, что и взрослые), ибо не было понятия молодежь – в 12-15 лет считались взрослыми. Производители создали огромную индустрию молодежной моды. СМИ, рекламы сформировали рынок молодежной одежды, которую носят не только молодые.

Детская одежда. Вначале ее не было. Дети одевались как и взрослые. Детская одежда появилась в конце 19-нач. 20 ст. Сегодня наблюдается об

ратный процесс – некоторые формы «взрослой» одежды шьются для детей.

Две тенденции прослеживаются в истории костюма: усложнение и разнообразие и унификация (джинсовая ткань).

Особым социальным значением обладает боевое оружие. Это – часть материальной культуры, связанной с вооруженным насилием в обществе. Первоначально в качестве боевого использовалось охотничье оружие. С возникновением производящего хозяйства и появлением запасов зерна, стадного скота, которые можно было присвоить в результате успешного военного набега, военные столкновения стали регулярными. Происходит дифференциация оружия: мечи, щиты. Оружие для многих народов (др. германцы, римляне республиканской эпохи) стало своего рода «орудием труда», источником дохода.

Развитие военной техники способствовало техническому прогрессу вообще. Боевое оружие во все эпохи его существования является условием и атрибутом политической власти. (Фараоны в Древнем Египте часто изображались с оружием в руках. В Древнем Китае необходимо было умение управлять боевой колесницей – это признак «благородного мужа».

Техника поставила перед человеком множество проблем, породила противоречия, стала одной из причин кризиса цивилизации.

Происходит унификация, стирание национального своеобразия.