Влияние социально-политических условий на развитие культуры

 

Особенно значительные события в развитии белорусской культуры связаны с социально-политическими преобразованиями, происшедшими на Беларуси после революций 1917 года - сначала февральской, а потом Октябрьской. Народ Беларуси получил возможность развития своей культуры на основе государственного суверенитета. В этих условиях национально-культурное возрождение приобрело новый, мощный стимул.

20-е годы вошли в историю культуры Беларуси как время белоруссизации. Принятие в 1924 году Постановления ЦИК БССР “Аб практычных мерапрыемствах па правядзенню нацыянальнай палiтыкi” придало белоруссизации силу закона.

Политика белоруссизации предусматривала следующее:

· Развитие белорусской культуры: создание школ, техникумов, вузов на белорусском языке обучения, открытие культурно-просветительных учреждений, развитие белорусской литературы, издание на белорусском языке книг, газет, журналов, развертывание научно-исследовательской работы по всестороннему изучению истории Беларуси;

· Выдвижение белорусов на партийную, советскую, профсоюзную и общественную работу;

· Перевод делопроизводства партийного, советского, профсоюзного, кооперативного аппарата и частей Красной Армии на белорусский язык.2

Как видно, основным вопросом белоруссизации, которая происходила в 20-е годы, являлось развитие и расширение сферы использования белорусского языка. Предшествующие исторические условия не только не способствовали этому, но и наоборот, в годы полонизации (в рамках Речи Посполитой) и русификации (в царской России) привели к тому, что белорусский язык почти исчез из употребления. Особенно в официальной среде.

Это положение существенно сказалось на состоянии самого языка, развитие которого искусственно сдерживалось на протяжении нескольких столетий. Расширение же сферы научных исследований, преобразование системы образования, развитие культуры в целом ставило вопрос об обновлении, развитии белорусского языка, расширении его лексики и терминологии, которые должны были соответствовать современным требованиям.

С этой целью в 1921 году была создана Научно-терминологическая комиссия, преобразованная в 1922 году в Институт Белорусской культуры. Инбелкульт организовал всестороннюю научно-исследовательскую деятельность по изучению истории и культуры Беларуси, её географии и экономики, истории белорусского языка и литературы и т.д. В разное время деятельности Инбелкульта в нем работали Я. Купала, Я. Колас, Я. Карский, Я. Лесик, М. Громыко, С. Некрашевич (первый председатель), В. Игнатовский, М. Горецкий. С Инбелкультом сотрудничали А. Цвикевич, В. Ластовский, которые вернулись на Беларусь из эмиграции. Активно работали вместе с ними и представители большевистской партии - Д. Жилунович, А. Бурбис, А. Балицкий, П. Ильюченок и др. Таким образом благородное дело возрождения и развития белорусской культуры собирало вокруг себя представителей разных политических течений.

Инбелкульт, работавший с момента создания в 1922 году в рамках Народного комиссариата образования, в 1926 году приобрел статус самостоятельной организации. В этом новом качестве институт ещё более расширил сферу своей деятельности и внес определенный вклад в развитие белорусской художественной культуры: литературы, фольклора, театрального, музыкального и изобразительного искусства. Широта научных исследований, характеризующая деятельность Инбелкульта, поставила на повестку дня вопрос о создании на его базе Белорусской Академии наук (БАН), что и произошло в 1928 году. Первым президентом БАН был утвержден В.Игнатовский. Среди первых действительных членов Академии были Я. Купала, Я. Колас, В. Пичета, И. Замотин, С. Матулайцис, А. Ясинский. БАН продолжила научно-исследовательскую работу Инбелкульта в областях общественных и естественных наук, экономики, литературы, искусствоведения.

Начало 20 века - это период дальнейшего развития философской мысли на Беларуси, в центре внимания которой, как это сложилось ранее, оставалась социально- этическая проблематика. Эпицентр её поисков - идеал общечеловеческой правды, основная тема - смысл и предназначение человека.

Выдающиеся деятели белорусской культуры от Ф. Скорины до Я. Купалы были, прежде всего, социально ориентированными мыслителями, рассматривающими общественные и философские проблемы в аспекте достижения социального и национального равенства. Философская мысль того времени - это не столько абстрактно-теоретическая рефлексия, сколько философская составляющая общекультурного, литературно-художественного и публицистического творчества. В начале прошлого века философская мысль Беларуси наиболее ярко проявилась в культурологической и социально-этической проблематике.

В 20-е годы 20-го века появляются произведения, авторы которых формулируют специфически белорусский ответ на извечные вопросы человеческого существования, его духовного бытия. Наиболее оригинальные труды этого времени - философское эссе Игната Абдзираловича “Адвечным шляхам (Даследзi ны беларускага сьветапогляду)” -1921 г. и
Сулимы (Вл. Самойлы ) - “Гэтым пераможаш. Нарыс крытычнага аптымiзму” - 1924 г.

И. Абдзиралович - псевдоним поэта, философа и публициста Игнатия Канчевского (1896-1923 гг.), а Сулима - псевдоним друга и учителя молодого Я. Купалы, публициста и критика Владимира Самойлы (1878-1941 гг.)

Основа мировоззренческой и жизненной позиции И. Абдзиралови-
ча - служение белорусской культуре, любовь к отчизне и самопожертвование во благо белорусского народа. Он является наследником эстетических и социальных идеалов Ф. Богушевича, Я. Купалы, Я. Коласа. Однако его творчество не является вторичной рефлексией, оно представляет морально-философское подведение итогов исторического и духовного опыта народа с учетом новейших достижений философии того времени. В философском эссе “Адвечным шляхам” он показал драматизм исторической судьбы беларусов и в то же время подчеркнул их стремление сохранить независимость, “идти наравне с другими народами к созданию нового общечеловеческого идеала”. Главным в белорусском возрождении И. Абдзиралович считал государственную независимость, которую расценивал как общечеловеческий идеал. Он верил в творческие потенции народа и с оптимизмом оценивал стремление славянских народов к солидарности. Вероятно, на него оказали определенное влияние концепции “кульбтурно-исторических типов”, которые в свое время и по-своему обосновывали Н. Данилевский, О. Шпенглер, К. Леонтьев.

И. Абдзиралович был одним из пророков национального возрождения белорусского народа, жившего на пересечении двух мессианских типов культуры - восточного и западного. На протяжении столетий беларусы так и не примкнули окончательно ни к одному из этих направлений. И в этой самобытности, скорее всего коренятся истоки её всех нынешних и будущих достижений.

Следует отметить, что наш выдающийся соотечественник не полностью принимал существующее государственное устройство, а именно - его классовую основу, из которой следовало пролетарское мессианство. Он воспринимал его как стремление перестроить всю общественную жизнь в интересах пролетарских слоев населения, для чего необходимо было свершить мировую революцию. В статье “Кооперацыя”, написанной в 1922 году И. Абдзиралович обосновал философскую концепцию белорусской социально-экономической идеи, сущность которой видел в выборе третьего (между капитализмом и социализмом) крестьянско-ремесленнического пути свободных товариществ и народной кооперации, что, в свою очередь, должно было способствовать свободному творчеству, в том числе - и поэта, художника. Это путь рассматривался им в качестве парадигмы будущего общества, разностороннего в своих национально-самобытных культурах.

Таким образом, этично-философская концепция И. Абдзираловича - это философия универсального жизненного творчества.

Социально-этическая концепция В. Самойлы - философа. Публициста - источник исторического оптимизма. Он пишет о необходимости развития родного языка, национальной культуры, что является показателем духовного здоровья нации. Ассимиляция, вымирание национальных культур означает величайшие потери для мировой культуры.

Философ рассматривает и такую, не менее значимую для общества проблему, как необходимость воспитания духовно развитой личности в качестве гаранта того, что в основу социальной практики будут заложены моральные принципы.

Одновременно с научными исследованиями, развитием философской мысли всесторонне развивалась и художественная культура. В 20-е годы на Беларуси формируется национальная художественная школа, что имело огромное значение в деле пропаганды белорусского искусства и подготовки кадров. Многие выпускники (в частности, из Витебской художественной школы) продолжили своё профессиональное образование в художественных учреждениях Москвы и Ленинграда.

20-е годы характеризуются достаточно активной выставочной деятельностью белорусских художников. Регулярно проводились всебелорусские художественные выставки. В это время в республике работали такие мастера живописи, как Ю. Пэн, М. Шагал, К. Малевич, Я. Крюгер, которые получили широкое признание за рубежом.

Однако в начале 30-х годов в искусстве происходит резкий перелом, связанный с утверждением в качестве исключительно доминирующего метода художественного творчества - социалистического реализма. В результате этого творческая жизнь в республике была поставлена в зависимость от установок партийных органов, определяющих развитие культуры. В конце 30-х годов начинается достаточно сложный период в развитии белорусской культуры. Для этого периода характерно идеологическое давление, репрессии против деятелей науки и искусства, сужение сферы использования белорусского языка и др. Всячески ограничивались контакты с культурами других народов, общечеловеческие ценности подменялись классовыми.

В 30-е - 50-е годы 20 века под влиянием культа личности в художественной культуре сложились два основных направления: первое – создание парадно-официозных произведений и второе – лакировочно-добродушных. Это было характерно для всех видов и жанров искусства.

Подъём в развитии белорусской культуры обозначился на рубеже 50-60-х годов и был связан, прежде всего, с изменениями в жизни страны. Этот период называют “оттепелью”, и связан он с развенчанием культа личности Сталина, что во многом способствовало потеплению духовной атмосферы в обществе.

Советское государство стало более открытым, значительно активизировались международные связи. Они осуществлялись государственными организациями и творческими союзами, общественными организациями, трудовыми коллективами. Значительное влияние на их развитие оказали товарищество культурных связей, которое в 1958 году было реорганизовано в Белорусское общество дружбы и культурных связей с зарубежными странами и Белорусское общество по культурным связям с соотечественниками за границей (общество “Родина”). С их непосредственным участием осуществлялся научный и культурный обмен, организовывались выставки, гастрольные поездки, проводились кинофестивали, организовывались встречи и конгрессы.

В художественной жизни Беларуси определились два основных направления: обращение к опыту прогрессивного зарубежного искусства и ориентации на национальные традиции. В частности, западноевропейское искусство – источник вдохновения талантливых художников А. Каш-
куревича, Г. Поплавского и др. Г. Поплавский неоднократно награждался за иллюстрации книжных изданий на международных конкурсах “Самая красивая книжка мира” (например, в Лейпциге в 1969 году он получил награду за художественное оформление поэмы Я.Коласа “Новая земля”).

После второй мировой войны происходил интенсивный литературный обмен, в котором активное участие принимала Беларусь. В 1946-
1985 гг. За границей были изданы 342 произведения белорусских писателей. Они знакомили читателя с духовным достоянием белорусского народа. Зарубежному читателю стали известны имена Я. Купалы, Я. Коласа, Я. Брыля, А. Адамовича, И. Мележа, В. Быкова, Н. Гилевича и многих других. В свою очередь, произведения зарубежных авторов переводились на белорусский и русский языки и издавались у нас.