Ч. Айвз. Sohloque, or Study in 7-ths and Other Things

В данной композиции, построенной по зеркальному принципу, ис­пользованы все виды моноинтервальной аккордики, кроме созвучий по секстам. Причем звучание смешанных арпеджированных комплексов, постепенно мелодически разрастающихся и гармонически застывающих, создает колоритный фон для симметричного последования аккордов по септимам, квинтам, квартам, терциям и секундам.

Каждый из названных типов аккордов обладает характерным фо­низмом и, будучи использованным как «поэтический прием», обнаружи­вает специфические выразительные, смыслообразующие качества. Кро­ме того, выбор аккордики оказывается показательным для стилевой си­стемы композитора.

Итак, мы выделили признак — интервал, — при изменении которого образуются видовые понятия, входящие в объем делимого, то есть ро­дового понятия. Назовем это родовое понятие моноаккордом. Для определения его привлечем понятие «гармоническое ядро»: «Отбрасывая колористическую нагрузку (октавных дублировок, наслоение регистро­вых „этажей", — пишет Тюлин, — мы извлекаем из аккордового образо­вания основное гармоническое ядро как обобщённую схему аккорда»8. Для моноаккорда характерно такое объединение звуков, которое образует монолитное гармониче­ское ядро, организованное по тому или иному ин­тервальному принципу.

Говоря о монолитности аккорда, мы не игнорируем неодноплановости, возможности расслоения голосов при определенном расположении (это отмечалось теорией и в отношении терцовой аккордики).

3. В качестве единицы, образующей гармонию, вернее полигармо­нию, может выступать не только тон, интервал, но и аккорд как суб­система иного, более высокого уровня. «Принцип разнопланного проти­воречия, заложенный уже в тоническом квартсекстаккорде, приводит к полигармонии...»9 Для полиаккорда свойственно расслоение гармони­ческой формации на составные элементы — аккорды той или иной кон­струкции: