Б. Тищенко. Соната для ф-п. № 5, I ч.

 

8 Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. М., 1966, с. 187.

9 Тюлин Ю. Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации М., 1976, с. 131.

Отличая моногармонические и полигармонические созвучия, мы выделяли гармоническое ядро как дифференцирующий признак. Важно, кроме этого, обратить внимание и на фактуру. Согласно современ­ным теоретическим представлениям, фактура — это «конфигурация му­зыкального звучания» (термин Е. В. Назайкинского). Трехмерность фак­туры по-разному проявляется в моно- и полигармонии: в первой прежде всего выявляется вертикальная координата, образуя синхронные цело­стные звучания; во второй наряду с вертикалью могут активно действо­вать горизонтальные и глубинные импульсы через ритмически органи­зованное движение и рельефно-фоновое сопоставление элементов поли­аккорда:

9 а, б. О. Мессиан. «20 взглядов», № 13

Полиаккордика достаточно хорошо изучена как с точки зрения структурных, так и фонических свойств.

Ю. Н. Холопов в книге «Современные черты гармонии Прокофьева» рассмотрел это явление в разных аспектах, а именно: моногармония и полигармония, прообразы полигармонии, диссонанс и полигармония, факторы расслоения, виды расслоения, мно­гоплановость музыкального пространства, комбинирование полигармонической вертика­ли, выразительность полигармонии. Теоретические положения, сформулированные Холоповым, — это наиболее полные высказывания по данной проблеме, которой касались также Тюлин и Бершадская. (Есть публикация и у автора этих строк.)

Что касается деления понятия «полиаккорд», то здесь еще требует­ся произвести логическую дифференциацию. Пролонгируя метод, при­мененный к моноаккордам, можно выделить однородные (состоя­щие из моноинтервальных субаккордов) и неоднородные (состоя­щие из полиинтервальных субаккордов), которые в свою очередь могут быть разделены на более низких уровнях.

Возникает вопрос: можно ли и далее сделать попытку выделить гармоническую единицу с помощью иерархического принципа (тон вхо­дит в интервал, интервал входит в аккорд, аккорд входит в полиак­корд...)? Думается, что комплексные гармонические бло­ки, которые характерны для ряда авторских стилей нынешнего вре­мени, имеют иную природу, хотя и в чем-то схожую, нередко выходя­щую за пределы понятия «аккорд».

Рассмотрев типологию аккордовых формаций со стороны единиц гармонического языка (тонов, интервалов, аккордов), кратко остановим­ся на фонизме, окраске и напряженности звучания.

Попытки классифицировать современную аккордику по видоизменению этого признака не привели, на наш взгляд, к полностью удовлетвори­тельным результатам. Многообразие структурных вариантов и, следо­вательно, многообразие консонантно-диссонантных свойств (сонористических качеств, сонорики), усугубленное рядом других параметров, дей­ствующих на «фоническом, предметно-звуковом» уровне, не поддается сколь-либо адекватной группировке, систематике.

Классификации аккордов по гармоническому напряжению, пред­принятые рядом теоретиков, например Хиндемитом, Кршенеком, Брайндлом, Марквисом, Улеглой, содержат существенные наблюдения, но в целом, как совершенный инструмент анализа аккорда и аккордового последования, использованы быть не могут. Небесполезно в условиях «рас­крепощения» диссонанса устанавливать более или менее диссонирующие классы созвучий, с тем чтобы иметь возможность анализировать, хотя бы в общих чертах, подъемы и спады гармонической активности. Наряду с консонантно-диссонантной градацией (конкорданс — дискорданс) мож­но различать классы остро-диссонантных и мягко-диссонантных аккор­дов в зависимости от наличия или отсутствия наиболее напряженных ин­тервалов — септим и секунд (что касается тритона, то его характери­зуют как нейтральный интервал).

Группировка аккордики по смысловому, семантическому критерию весьма затруднительна на данной стадии, поскольку это уже область музыкальной поэтики и стилистики. Тем не менее, анализируя план содержания вслед за планом формы созвучий, всегда можно сде­лать полезные наблюдения для дальнейшего, более углубленного иссле­дования музыкального текста в связи с художественной образностью.