Б. Тищенко. Соната № 5

Интересные образцы использования трезвучий в условиях различ­ных высотных структур продемонстрировали Хренников (имеется в ви­ду его концертное и симфоническое творчество), Свиридов, Петров, Б. Чайковский, Гаврилин и другие.

Септ-, нон-, ундецим- и терцдецимаккорды, не стес­ненные приготовлением и разрешением, применяются в гармонических последованиях, то подчеркнуто выявляя присущий им фонизм, то наро­чито сглаживая его в общем гармоническом потоке.

Новые смысловые и эмоциональные возможности такого рода ак­кордов открыл в начале века Скрябин, особенно в сочинениях среднего периода (ор. 45, 48, 49, 51,. 53), наделив их и «дерзновенной» экспрес­сией, и «скрытыми стремлениями».

Особую красочность обнаруживают в многотерцовых аккордах ком­позиторы наших дней, помещая их в хроматически насыщенный кон­текст. Это нередко наблюдается, например, в сочинениях Н. Сидельникова:

11. Н. Сидельников. «Романсеро», № 4

Терцовые многозвучия большого состава, в част­ности 12-тоновый аккорд, образуются уже за пределами семиступенных шкал, в хроматической системе. Эти созвучия, вследствие своей громозд­кости, применяются в особых условиях (регистровых, тембровых и проч.) и с определенной целью. Следует при этом учитывать, что двенадцатизвучие может быть представлено разными способами — как секундо­вый, квартовый и т. п. аккорд — и определение его как терцового тре­бует ясно выраженной структуры 10.

Терцовые «небоскребы» встречаются в Скрипичном концерте А. Бер­га — сочинении, написанном с применением серийной техники. Вертикализация серии приводит к образованию терцаккордов (от трезвучий до двенадцатизвучий), насыщающих особыми красками оркестровую па­литру. Фонизм и динамическая экспрессия являются здесь ведущими факторами гармонической горизонтали.

10 По свидетельству Сабанеева, 12-тоновые аккорды встречаются в поздних ру­кописях Скрябина.

Терцовая аккордика, освободившись от подчинения формуле Т — S — — D — Т, от необходимости приготовления и разрешения диссонансов, оказалась в новых условиях. Функционирование отдельных форм аккор­дов в различных синтаксических объединениях во многом зависит от типа тональной системы, что, однако, не исключает наличия некоторых общих черт в «поведении» аккордов.

2. К квартовым аккордам условимся относить созвучия, по­строенные по квартам, количество которых может варьироваться от двух до одиннадцати:

Квартовый аккорд («квартовый септаккорд» — по терминологии А. Кастальского) нередко встречается в русской народной песне, а так­же в сочинениях Бородина (IV часть «Богатырской симфонии»), Му­соргского («Слава» из «Бориса Годунова»; в цикле «Без солнца» и др.). Квартовый септаккорд не редок в народных песнях и отчетливо прослу­шивается в хоровой фактуре:

13. В. Захаров. «Полоса»

Квартовая гармония характерна для грузинской народной музыки. Концерт для фортепиано с оркестром («Контрасты») Цинцадзе — при­мер насыщения всей интонационной ткани (горизонтальной и вертикаль­ной) квартовостью. Постепенно «выращивая» эти интонации — мелоди­ческие обороты, интервальные последования, отдельные квартаккорды, композитор приводит к кульминации — зоне экспрессивной и динамич­ной квартовости, напластованной на иные созвучия. (См. также сочи­нения Тактакишвили, Канчели.)

По своему строению квартаккорд может варьироваться за счет чистых и увеличенных интервалов, придающих ему большую или мень­шую гармоническую напряженность. При этом фонизм варьируется: созвучия из чистых кварт, включая и пятизвучный аккорд, консонантны, шестизвучный содержит уже острый диссонанс (между крайними голо­сами); многозвучные квартаккорды так же диссонантны, как и трех-, четырех-, пятизвучные с увеличенной квартой.

Квартаккорды при использовании в «речевой цепи» взаимодейству­ют как с себе подобными, так и с иными созвучиями. Не будет преуве­личением сказать, что в «линейной» последовательности преобладает

первое, то есть квартовые цепи, поскольку квартаккорд практически ли­шен основного тона и легко подчиняется линеарным импульсам. В вер­тикальном плане, наоборот, квартаккорды «охотно» вступают в соеди­нения либо с интервалами (в частности, с квинтой), дающими им базис, либо с иными аккордами в полиаккордовой комбинации.

Ранние образцы квартовой гармонии обнаруживаются в сочинениях среднего периода творчества Скрябина. Так, четырехзвучный квартак­корд в пьесе ор. 57 № 1 (его часто объясняют как альтерированный тер­цовый) — вполне определившаяся структура, несущая основную сонористическую и драматургическую нагрузку:

14. А. Скрябин. Ор. 57, № 1

 

Показанный в различных ситуациях: в отношении с терцовыми ак­кордами, в недрах полигармонии, на различных высотных и динамиче­ских уровнях, — этот аккорд становится основным импульсом музыкаль­ного действия (см. также сочинения Скрябина ор. 57 № 2; ор. 60; ор. 63 № 1; ор. 72 и др.).

То же — в сочинениях нововенцев, например в ор. 19 Шёнберга, ор. 7 Веберна, ор. 7 Берга. (Заметим, что трезвучный квартаккорд с тритоном, найденный в свободно-атональных сочинениях, стал излюб­ленной гармонией и для «серийного» Веберна — см., например, ор. 24, 27.) И хотя квартовый принцип аккордообразования, несмотря на пред­сказания некоторых теоретиков, не получил такого же значения, как и терцовый, квартовая гармония заинтересовала многих композиторов. Среди советских авторов это Прокофьев, Щедрин, Пейко, Эшпай, Н. Сидельников, Денисов, Цинцадзе, Тактакишвили и другие; среди зарубеж­ных — Айвз, Стравинский, Барток, Хиндемит, Онеггер, Копленд, Бернстайн и другие.

Сошлемся на один из относительно поздних образцов применения квартовой гармонии — Фортепианное трио Денисова (1971). В его III ча­сти квартовые формации с тритоном, а также их квинтовые «инверсии», варьируясь в плотности (три или шесть звуков), динамике, регистре, ритме, органично включаются в крайне диссонантную атмосферу высо­кого драматического накала. Автор, применяя технику полифонии пла­стов (четырехэтажная вертикаль), полиритмии, неоднократно использу­ет либо гармонические потоки параллельных квартовых (или квинто­вых) аккордов, либо точечные вкрапления в разбросанную пуантилистскую ткань. Атональная высотная организация получает в этих повто­ряющихся созвучиях определенную опору: кварт- (или квинт-) аккорды функционируют не только как выразительно-смысловая лейтгармония, но и как некий звуковысотный ориентир: