П. Хиндемит. Вокальный цикл на сл. Рильке

 

Мягкая диссонантная гармония, изящество и экспрессия линий, разнообразие звукосочетаний — все это характерно для хоровых поэм Хиндемита на слова Рильке (см. пример 23). В теоретической концеп­ции композитора, как известно, особенно не акцентировались моноин­тервальные созвучия; не выделены они и во многих сочинениях, в част­ности в данном. Вертикаль составляется из различных интервальных еди­ниц, более или менее обособленных (большое значение приобретают кварты и квинты). Фонически самостоятельный, каждый аккорд в то же время тесно связан с предыдущим и последующим: голосоведение ясно очерчивает гармонический остов крайних голосов, сменяющиеся ком­бинации тонов в фактурных слоях (2+1; 2+2).

Своеобразный прием линеарной гармонии демонстрирует «Запев» из оперы «Мертвые души» Щедрина:

 

24. Р. Щедрин. «Мертвые души», № 14

Имея подголосочно-гетерофонную природу, такого рода полиинтер­вальный аккорд — результат интонационно-мелодического цветения тка­ни, развитие которой на какой-то момент замирает в «стоп-кадре» с тем, чтобы в следующий продолжить приостановленное движение.

Такого рода линеарно-составная гармония, рождающаяся в процес­се движения голосов (пластов), — развитие приемов, имеющих отноше­ние и к профессиональной, и к народной музыке.

В других случаях, как говорилось, линеарное начало не детермини­рует вертикаль и аккорд создается чисто «гармоническим путем» как субсистема, соподчиняющая в определенной структуре тоны или интер­валы. Назовем их, в отличие от линеарно-составных, вертикально-составными аккордами: