P. Щедрин. Preludio IX

Фонизм полиинтервального аккорда — предмет особой заботы ком­позитора, так как он заранее не «запрограммирован» и рождается вме­сте с подвижной структурой аккорда. Приемы регулирования «гармони­ческого напряжения», описанные в ряде теоретических концепций, дают только относительный ориентир. И если мы встречаемся с хорошо откоординированной гармонической напряженностью, то это скорее вы-46

ражение музыкально-интуитивного начала, чем применение какого-либо

«руководства».

Выделим некоторые типы структур разноинтервальных аккордов, получивших распространение в музыкальной практике: а) аккорды с раздвоением тонов в терцовом аккорде (пример 26) ; б) аккорды с «ак­центированием» фонизма определенных интервалов, например секунд, кварт (образование квазисекундовых, квазиквартовых аккордов), квинт, тритона (пример 27); в) аккорды симметричного строения (пример 28); г) аккорды с добавленными тонами, интервалами, иногда обособляю­щимися в относительно самостоятельное образование (пример 29).