Б. Чайковский. Партита

Особо выделим симметричные аккорды, которые по своим свойст­вам могут примыкать и к полиаккордам (при соответствующем фактур­ном воплощении). Существует точка зрения, согласно которой полиак­корд является результатом, обертонового наслоения гармоник (звуки фундаментального созвучия генерируют более или менее отдаленные призвуки), а зеркальная гармония — как бы унтертонового ряда, сим­метричного отражения данной структуры. Тон, являющийся центром

симметрии, расположен внутри аккорда, а нижний пласт представляет собой точное обращение верхнего.

Художественно выразительные образцы такой «зеркальной гармо­нии» встречаются в ряде произведений Шнитке, например в его Фор­тепианном квинтете, Реквиеме, «Гимнах». Автор использует как созву­чия, основанные на принципе зеркального отражения от той или иной оси (пример 30), так и звукокомплексы полифонического характера, на­пример сочетание основной и обращенной формы мелодии или мелоди­ческой ячейки (пример 31).