Методические рекомендации

Интерпретация и оценка художественного произведения — много­ступенчатый процесс.

Анализ гармонического материала, точнее единиц гармонического языка, представленных в основном аккордикой разного внутреннего устройства (а также интервалами, особыми гармоническими звукокомплексами), — это та стадия, на которой осуществляется «проникновение внутрь предмета», изучение его структуры. Впереди — синтез накоплен­ных сведений, осуществление целостного видения музыкальной системы и ее конкретного воплощения в музыкальном произведении определен­ного стиля. Для анализа гармонического материала, являющегося суще­ственным компонентом современной высотной системы, можно предло­жить следующие приемы:

1) установить типы гармонического материала, используемого в данном произведении, и определить взаимодействие единиц гармониче­ского языка — иерархическое соподчинение, взаимосвязь на разных структурных уровнях;

2) анализируя аккордику, важно обратить внимание а) на одно­родность и неоднородность аккордовых......формаций, встречающихся в

произведении; б) на тип аккорда, согласно предложенной классифика­ции, его консонантно-диссонантные (то есть фонические) свойства как результат внутренней организаций; в) на фактурную интерпретацию гармонии (расположение, удвоение, тембр, ритм, динамика, артикуля­ция) — с учетом ее трех координат: горизонталь, вертикаль, глубина;

3) ввести стилистический ракурс анализа, рассматривая гармонию как «слова» гармонического языка, избираемые согласно общему поэти­ческому замыслу, целостной стилистике произведения;

4) сделать предварительные наблюдения в отношении контекста, в котором находится данный гармонический материал, с тем чтобы впо­следствии перейти к обобщению, выводам относительно взаимосвязей между аккордами, структуры тональной системы.

Вышеперечисленные пункты, резумеется, не исчерпывают возмож­ных подходов, особенно в сфере более дифференцированного анализа, методов, дающих выходы во внегармонический ряд.

20 Цит. по: Whitall A. Music Since the First World War. London, 1977, p. 235.