Типология ладообразований

В настоящее время представляется нецелесообразной группировка ладов по какому-либо одному основанию. Важно выделить существен­ные признаки, характеризующие предмет с разных сторон. Такой под­

18 Указ. соч., с. 351.

19 «Надо строго различать понятия ступеней лада и входящих в него тонов (звуков). Альтерирование данного тона в ладу образует не новую ступень, а лишь ее вариант. Например, полный минор содержит 9 тонов, но остается 7-ступенным в своей основе. Наконец, в восточной и кавказской музыке (на инструменте тара) в октавный диапазон входят 17 звуков, но сам лад в своей основе оказывается лишь пятиступенным, пентатоническим» (Тюлин Ю. Н Натуральные и альтерационные лады, с.11).

ход к модальности позволит глубже понять как структуру тональной си­стемы, так и стилистику музыкально-выразительных средств.

В типологическом ряду могут быть рассмотрены группы явлений, объединяемые по источнику материала, по формам организации, струк­турным принципам, объему звукоряда, характеру взаимосвязи элемен­тов, взаимодействию в конкретной звуковой ткани н др. Ракурсы рас­смотрения, а отсюда и распределение ладов по классам, могут менять­ся в зависимости от целей исследования.

1. По источнику материала ладовые звукоряды можно раз­делить на следующие виды: а) заимствованные (из народной музыки, творческого наследия), например средневековые модусы, (ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, эолийский, локрийский), древнерусская музыкальная система, неевропейские лады и проч. (при­меры 1 а, б, в); б) незаимствованные, оригинальные лады (примеры 2 а, б, в), на практике не исключающие с первыми ассоциа­тивных моментов: «Прометеев модус», «лады Яворского» (простые и дважды-лады), «лады ограниченной транспозиции Мессиана», «лады Шостаковича» и др. (искусственные лады типа целотонового гексахорда и тон-полутоновой гаммы Римского-Корсакова входят в лады ограни­ченной транспозиции).

1а. Древнерусский «звукоряд Шайдурова» Он же в объеме дуодецимы