В. Увеличенный лад

«Заимствование» может служить целям стилизации, создания опре­деленного ладофонического эффекта. Но не только. Весьма органично русская народная ладовость — в продолжение национальной тради-

ции — входит в ряд сочинений не только старшего, но более молодого поколения (см., например, «Русскую тетрадь», «Военные письма», «Пе­резвоны» В. Гаврилина).

В хорах к драме А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» (1973) Свиридов, включая стилистические элементы старинных песнопений, ориентируется на соответствующую ладовую организацию, данную, од­нако, в современном контексте. В хоре «Покаянный стих» использован напев Федора Крестьянина, в двух других — «Молитва», «Любовь святая» — cтилизуется знаменный распев, интерпретированный в линеарно-гармоническом плане:

3. Г. Свиридов. «Любовь святая»

 

Использование натуральных ладов — характерная черта гармони­ческой стилистики Свиридова, проявляющейся в произведениях разных лет, например: «Курские песни» (раньше — «Поэма памяти Сергея Есе­нина», «Деревянная Русь», «Концерт памяти А. А. Юрлова», «Ладога»)

Оригинальные незаимствованные ладообразования свойственны творческому методу многих современных композиторов, обобщающих в новой модальности характерную ладовую интонационность.

В фрагменте из «Камерной симфонии» Б. Чайковского (пример 4) можно наблюдать процесс рождения оригинальной ладовой формации т тонального центра — звук до — расходятся два зеркально-симмет­ричных хроматически заполненных луча, расчлененных на «сегменты»-c — e, c — es; с — as, с — а; с — f; c — g; c — d, c — b; c — des, c — h.

Конструктивный принцип проявляется в микроплане: в симметрич­ных мелодических фигурах (в полутонах: 4, 3, 5, 2, 1), «отложенных» от оси симметрии, тоники вправо и влево. (В дальнейшем вариацион­ном развитии эта идея разрабатывается.)