2. По устойчивости, вернее по принципу изначальной заданности и незaданности, … а) стабильные … б) нестабильные, мобильные формы,
2. По устойчивости, вернее по принципу изначальной заданности и незaданности, ладовые звукоряды можно разделить на
а) стабильные формы, в каких-то отношениях «канонизированные», выступающие до начала сочинения в виде «звукорядной таблички», и
б) нестабильные, мобильные формы, складывающиеся в процессе интонирования и оформляющиеся post factum в определенный ладовый звукоряд20.
Нестабильные ладовые формы характерны для гармонического стиля ряда советских и зарубежных композиторов. В творчестве Шостаковича, Хренникова, Свиридова, Щедрина, Слонимского, Н. Сидельникова, например, наблюдаются оригинальные ладовые образования, 12-ступенность модальной природы. Ладоинтонационная драматургия, развивающаяся на основе вариантности звукорядной основы, — тенденция, восходящая к творчеству Мусоргского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Стравинского, Мясковского и других.
Накопление «инакости» в процессе развития музыкального высказывания создает богатые предпосылки для образования индивидуализированных тональных структур.
Так, модальная альтерация — тот фактор, который влияет на развитие интонационной сферы в песне «Страдания» Щедрина (пример 5). Ладовое становление тесно связано с формой — функциями ее частей, а именно изложением, развитием и завершением.
В инструментальном вступлении возникает синтетический лад, в интонационном развертывании которого образуются рельеф и фон, выделение «главных» и отстранение «второстепенных» ступеней. В первом построении взаимодействуют два принципа — утверждение звукорядного комплекса и дальнейшее вариантное интонирование.
5 а. Р. Щедрин. «Страдания»
20 Классификацию на стабильные и нестабильные лады применял А. Юсфин по отношению к ладам народной музыки в статье «Некоторые вопросы изучения мелодических ладов народной музыки» (в кн.: Проблемы лада. М., 1972). Отталкиваясь от мажоро-минорных подходов к национальным культурам, он устанавливает особые ладовые формы, как-то: увеличенные лады, уменьшенные лады (первого и второго рода). Заслуживает внимания и его классификация: а) лады со стабильной структурой: звукоряды остаются неизменными в процессе изложения (7-ступенные народные лады — азербайджанские, турецкие лады и др.); б) лады с нестабильной структурой: звукоряды меняются в процессе развития произведения (лады русской, болгарской, якутской народной песни).
В первом отыгрыше нагнетается ладовое напряжение. Наряду со II низкой появляется V низкая ступень и звучит наиболее мрачный минорный вариант лада; при этом сохраняется эффект первого и второго планов: