Проблемная ситуация возникла и здесь: появилось противоречие между термином и понятием, точнее, между означающим и означаемым. М. Тараканов отмечает: «Если вопрос о том, что такое диатоника, запутан сейчас до предела возможного, то в связи с понятием хроматизма царит полная неразбериха»26. Не входя в подробности, не описывая все взаимопереходы понятий, скрывающихся под одним «акустическим образом» — диатоника и хроматика, — примем следующие исходные положения.
26 В статье «Проблемы лада и тональности в трех книгах о Прокофьеве» Тараканов остро ставит вопрос терминологии в трудах Скорика (Киев, 1969), Арановского (Л., 1969) и Холопова (М., 1967). — В кн.: Музыкальный современник, вып. 1. М., 1973, с. 316.
В современной высотной системе утвердилась функциональная структура, основанная на соотношении двенадцати полутонов. Хроматика как модифицированная диатоника, как альтерационные варианты семи диатонических ступеней — этот принцип, характерный для классической системы, перестал быть атрибутом современной тональной системы.
«Вторая из основных закономерностей современной гармонии (наряду с новой трактовкой диссонанса) — новое отношение к хроматике, — пишет Холопов, — оно выражается в систематическом использовании в той или иной форме двенадцатиступенности высотной (тональной) системы, понимаемой как закономерная организация первичных высотных связей между звуками и созвучиями»27.
Термин «хроматика» стоило бы употреблять в тех контекстах, где действительно возникает «хрома» как разновидность той же ступени; в иных, где эта зависимость не воспринимается, — пользоваться другим термином. Об этом верно писал в свое время Тюлин в первом издании «Учения о гармонии» (1937): «Искусственная система может увеличить количество своих ступеней до двенадцати и превратиться в сплошной „хроматический" звукоряд. Но это будет вовсе не хроматика в понимаемом нами смысле, а полутоновая система, которая невольно и чисто условно прибегает к альтерированным обозначениям, вследствие недостаточности существующих нотных знаков» (с. 50).
«Хроматическая альтерация», как известно, возможна за пределами мажорных и минорных ладов и может приносить эффектное звучание «простым» средствам.
Альтерационность в «12-полутоновой системе» приводит к добавлению четвертитонов, на что, в частности, указывает и Шнитке, комментируя замысел своего Фортепианного квинтета: