Стилизационные подражания,

2. Стилизационные подражания, основанные на фольк­лорной ладовой интонационности, — область творчества, которая тесно смыкается с той или иной авторской стилевой системой.

В самом деле, ранний Стравинский — это творческая стилизация или индивидуальный авторский стиль? В «Петрушке», считает Асафьев, Стравинский впервые стал самим собой, «впервые заговорил самостоя­тельно своим блестящим и сочным языком». Неслыханное завоевание русской музыки заключалось в том, что Стравинский «раскрыл энергию диатонического русского мелоса во всей широте и полноте, установил, как свободный и „самостный" принцип, господство лада, а не как со­стоящее на службе у мажора и минора, привлекаемое для стилизационных целей и только для архаической окраски недоразвившееся „обра­зование"»29.

«Петрушка» проложил путь к «Весне священной», «Байке», «Сва­дебке» и другим сочинениям первых двух десятилетий, открывшим все­му миру новые возможности музыкального искусства.

Изучение модальной основы этих сочинений, как и специфики зву­ковысотной системы, формирует необходимый базис для раскрытия сти­леобразующего значения многих элементов, в том числе гармонии. Осо­бый интерес в ладоинтонационном отношении представляют произведе­ния, написанные в период 1914 — 1917 годов — «Прибаутки», «Колы­бельные кота», «Байка», «Три песенки для детей». В них формируются принципы, которые лягут в основу «Свадебки», «Четырех русских пе­сен», «Сказки о беглом солдате и чёрте», «Мавры», — «изумительных по совершенству работ, именно в плане усвоения народной музыкальной речи и возникновения на этой основе новых принципов оформления»30.

Эти новые принципы работы с музыкальным материалом, вернее даже творение его, небезынтересно проследить на вокально-инстру­ментальных сочинениях (1914 — 1916).

Ладовая структура произведений как существенная форма этого «усвоения народной музыкальной речи» может быть рассмотрена в раз­ных ракурсах. Например: а) так называемые архаические лады, ладовые попевки небольшого объема как часть сплошного синтетического лада (см. «Прибаутки», «Свадебку» и др.); б) функциональная дифференциация слоев фактуры и образование относительно самостоятельных ладовых сегментов («Три истории для детей», «Колыбельные кота», № 3); в) синтетические лады как результат действия попевочного прин­ципа и ладового рельефа произведения («Байка», «Четыре русские пес­ни»); г) фактура и ладовая организация, мелодико-линеарная, полиме­лодическая ткань, гетерофония, ударно-колористическое использование аккордов, тембровые комплексы; д) «поведение» устоев и неустоев, сред­ства их воплощения в гармонии.

Стравинский, давший мощный импульс к созданию оригинальных звуковысотных структур, оказал косвенное влияние и на советских ком­позиторов среднего поколения — «новую фольклорную волну».

Стилизационные подражания, реализованные через конкретную мо­дальную организацию, могут быть рассмотрены в музыке Щедрина («Озорные частушки», Первый концерт для фортепиано с оркестром, фрагменты оперы «Не только любовь»), Гаврилина («Русская тетрадь», «Деревенские эскизы»), Н. Сидельникова («Романсеро», «Русские сказ­ки»), Шнитке («Гимны»), Эшпая («Песни горных и луговых мари»), В. Салманова («Лебедушка») и многих композиторов союзных респуб­лик.

29 Асафьев Б. Книга о Стравинском, с. 30, 35.

30 Там же, с. 88.

На Западе показательны сочинения Бартока («Микрокосмос»), Кодая (Psalmus Hungaricus), Л. Яначека («Катя Кабанова», «Дело Макропулоса» и др.), Лютославского («Буколики»), Бриттена («Военный реквием», «A Ceremony of Carols»), Орфа («Кармина Бурана»), де Фальи («Ночи в садах Испании» для фортепиано с оркестром, «Семь испанских популярных песен»), Вилла-Лобоса («Бразильские бахианы», «Шоро»), Копленда (Джаз-концерт для фортепиано с оркестром), Гер­швина (прелюдии, «Рапсодия»).

Проблема «модальность и стиль», несмотря на большое количество работ о ладовой организации, еще ждет своего разрешения.