Методические рекомендации

Необходимость рассмотрения модальной техники диктуется не­обычно возросшей ролью экстра-мажоро-минорных ладовых структур в современной музыке. В ряду существенных причин этого — усиление ин­тереса к национальным традициям, культуре прошлого в художествен­ном процессе. Модальность, имеющая непосредственное отношение к фо­нической, ладозвукорядной основе композиции, — существенный компо­нент звуковысотной системы, которая в целом может приобретать облик централизованной или децентрализованной организации.

Поскольку объектом изучения является музыкальное произведение, постольку закономерна его тесная связь со структурой текста, конкрет­ной формой звуковой ткани, воплощавшей художественный замысел, становлением музыкального звучания в целом. Обозначим некоторые операции, важные при подходе к модальной организации.

1) Установление ладовой основы путем анализа звукорядного

«устройства», ладового материала, воплощенного в целом произведении или на отдельных участках его формы.

2. Определение типов модальности в соответствии с ее системати­кой. Не исключено при этом, что структурный принцип как основание деления может оказаться вследствие своей «обозримости» более доступ­ным для анализа.

3. Выявление «ладового профиля» произведения, а также семанти­ки ладофонических эффектов в связи с композиционным и драматурги­ческим замыслом.

4. Наблюдение за «механизмом» ладовой организации. Для этого: а) установление типа тональной структуры в зависимости от того, имеет ли место ориентация к центральному тону (другому элементу, выполня­ющему его функции) или ряду сменяющихся тонов; б) анализ ладовой интонационности, ее проявления в горизонтальной и вертикальной ко­ординатах фактуры; в) выявление специфических принципов организа­ции, в их числе симметрии и др.

5. Рассмотрение гармонической вертикали и ее форм — аккордики, фактурно-гармонических комплексов. При этом важно обращать внима­ние на выбор средств и их сочетание во взаимодействии с композиционной логикой,

6. Суммирование наблюдений над модальностью в плане стилево­го подхода, имея в виду принцип единства художественных приемов и художественного содержания. Особое значение приобретает сравнительное рассмотрение произведений, типологическое исследование.

Представления, сформировавшиеся на данной стадии изучения гар­монического языка, послужат базой для рассмотрения современной то­нальной системы.