Понятие «тональность»
Понятие «тональность» (Tonalität — нем., tonality — англ., tonalité — фр., tonalità — итал., tonalidad — исп.) многозначно в современных теоретических концепциях: у нас оно недостаточно соотнесено с понятием «лад», «ладотональность»; за рубежом, в частности в англоязычной литературе, — c «key», иногда «rnode».
В отечественной терминосистеме, описывающей высотность, ясно ощутимо «движение» понятий на протяжении не только века, но и относительно коротких промежутков (10-е, 20-е, 30-е годы; начало 60-х, 60-е, 70-е годы), которое отразилось главным образом на семантике «лада» и «тональности». Отметим лишь, что при анализе развития этой терминологической системы важно учитывать, с одной стороны, процессы изменения соотношения между означаемым и означающим во временном развитии, в динамике, а с другой — рассматривать взаимосвязи, возникающие с другими терминами в некоей статике, на данном временном отрезке.
В результате «самодвижения» понятия тональности и лада сейчас оказались скорее в том соотношении, которое было в начале века, нежели в его середине. Судя по ряду высказываний таких выдающихся музыкантов, как Танеев, Яворский, Беляев, Катуар, понятие «тональность» прежде не ограничивали «высотным положением лада», а наделяли его существенными признаками звуковысотной (тональной) системы. Сошлемся на некоторые примеры.
К известным высказываниям Танеева о тональной системе, сделанным во Вступлении к «Подвижному контрапункту строгого письма», добавим следующее. В очерке «О музыке горских татар»1 композитор, анализируя своеобразие национального музыкального мышления, рассматривает звуковысотную систему песен сквозь призму двух понятий — «тональность» и «лад», причем первое выступает как общее, а второе — как единичное.
Катуар, характеризуя диатоническую систему, называет ее «простейшей тональной системой». Описывая «церковные лады», он замечает, что в них «не было осознано значение тоники как центра тональной системы, не было, стало быть, и определенного чувства тонально-
1 В кн.: Памяти Сергея Ивановича Танеева. М., 1947, с. 195 — 212.
сти». Существенны также применяемые им термины: мажоро-минор как «общая тональная система» из десяти тонов по квинтам, «средитональное отклонение», «одна сложная тональная система» и др.2.
Как же мыслился «механизм» тональной системы в то время, когда стали фиксировать ее «распад»? Как раскрывалась ее структура? Здесь уместно вспомнить высказывания Яворского. В воспоминаниях о своем учителе С. И. Танееве он дает описание «ведущих принципов гармонических оперативных средств».
Выделим наиболее существенные из них:
1. Наличие «хроматической двенадцатизвучной шкалы» (хроматического звукоряда).
2. Превращение звукоряда в «тональность»: а) выделение отдельного тона, тоники, из двенадцати звуков шкалы и «объявление его I ступенью» («мелодическая тоника») ; б) выбор одного из двух наклонений; в) оформление I ступени в виде большого или малого трезвучия («гармоническая тоника»); г) создание «жестких условий существования тональности» («характеристика тональности»), среди которых — наличие IV — I — V, образование «тональных гамм» (или «гаммы-тональности») из семи ступеней (семь групп, включая хроматизмы).
Кроме того, Яворский проанализировал и практические условия характеристики тональности. Чрезвычайно важно его указание на то, что Танеев «допускал в тональность и другие гаммы»: мажор и минор с IIb мажор с II# и VIb, минор с IVb и VII# («входят в полную гамму»); «как особый прием мышления» допускались построения по «гаммам» — тоновой, тон-полутоновой, полуторатоновой (по малым терциям)3.
Итак, избирая термин «тональная система» для обозначения звуковысотных отношений в самом широком смысле слова, мы будем означать термином «тональность» определенный тип звукоотношений, наиболее существенным признаком которого является централизация.
Тональность — это централизованная звуковысотная система, в функциональной структуре которой ведущее значение имеет тоника как главенствующий элемент4. В содержание, то есть в совокупность существенных признаков понятия «тональность», входят: тоника — «ведущая часть» системы, ее центр, влияющий на всю внутреннюю организацию высотности; иерархические отношения между тонами, аккордами, «строями», отношения, формирующие целостность, отражаемую в функциональной структуре этой тональной системы. В объем — то есть в совокупность «предметов», мыслимых в данном понятии, — входят те звуковысотные организации, которые обладают указанными свойствами.
«Тональность» оказалась таким гибким и подвижным понятием, что подвергалась в нынешнем веке неоднократным изменениям, вернее, логическим операциям — ограничению и обобщению. (Особая проблема — сравнение толкования этого понятия у нас и за рубежом.)
Узкое значение тональности — позиция, транспозиция лада, высота тоники; широкое — упорядоченность, целостность высотной организации.
2 Катуар Г. Теоретический курс гармонии. М., 1924 — 1925.
3 Яворский Б. Л. Из воспоминаний о Сергее Ивановиче Танееве. — В кн.: С. И. Танеев: Из научно-педагогического наследия. М., 1967, с. 105.
4 Согласно общей теории систем, «централизованная система — это такая система, в которой один элемент или одна подсистема играет главную, или доминирующую роль в функционировании всей системы. Эту часть можно назвать ведущей частью системы, или ее центром. Малые изменения в этой ведущей части отражаются на всей системе, вызывая значительные изменения в ней» (в кн.: Исследования по общей теории систем. М., 1969, с. 266).
Так, К. Дальхауз, давая дефиницию тональности, пишет: «Тональность в самом широком смысле означает взаимосвязь между высотами и в более специфичном — систему взаимосвязей между высотами, имеющими тонику, или центральный тон как наиболее важный элемент»5. Первая часть определения, по сути дела, означает наличие системности в объекте, которое может возникать, однако, не только в музыке, имеющей тонику (например, тотально-рациональные сериальные системы П. Булеза, М. Бэобитта и др.).
Автор, по сути дела, не дает «широкой» дефиниции, так как не выявляет дифференцирующих признаков (differentia specifica).
В отечественной теории музыки, как уже говорилось, наблюдаются взаимопереходы понятий. Так, Холопов в последнее время, выражая наиболее обобщенный подход к понятию «тональность», считает, что оно может быть истолковано и как 1) «высотное положение лада» (Способин), и как 2) «иерархическая централизованная система функционально дифференцированных высотных связей», и в наиболее узком, специфическом значении как 3) «система функционально дифференцированных высотных связей, иерархически централизованных на основе консонирующего трезвучия» (то есть «гармоническая тональность»)6.
Системность объекта — в продолжение традиций отечественного учения о гармонии — была четко выявлена Тюлиным, Способиным, Скребковым, Берковым и многими другими, применявшими понятия лада, ладотональности. Еще в 1937 году Тюлин, выясняя понятия, недостаточно дифференцированные музыкальной теорией, писал: «...Мы можем определить лад как логически дифференцированную систему объединения тонов на основе их функциональных взаимоотношений». И далее, характеризуя тональность с точки зрения «уровня высоты тона как главной опорной точки лада», он добавляет: «Обычно тональность понимается шире, а именно — как совокупность тонов, свойственная ладу данной тональности», и ссылается на «ладотональность» Яворского — термин, прекрасно выражающий суть понятия7.
Это широкое понимание тональности, в частности термин «ладотональность», оказывается весьма существенным инструментом для анализа современной музыки.
Трудности в определении содержания и объема понятия «тональность», установлении его значения особенно наглядно выступают при его соотношении с «атональностью».
Суммируем. Термины «тональность», «тональный» неоднозначны в современных теориях, они могут быть отнесены: а) к высотным связям, имеющим системно-структурный характер; б) к «целостности» звуковысотной системы, в отличие от «суммативности» (обособленности); в) к централизованной системе на основе мажоро-минорных ладов (XVII — XIX вв.), собственно «классической гармонии»; г) к централизованной системе, не основанной на мажоро-минорных ладах (другие ладовые формации или хроматическая шкала).
В дальнейшем мы будем иметь дело в основном с последним случаем, то есть с так называемой новой тональностью, отличающейся от старой и составом тоники, и функциональной структурой целого.
5 Dahlhaus С. Tonality. — In: The New Grove Dictionary of Music and Musicians, v. 19. London, 1980, p. 51.
6 Холопов Ю. Н. Тональность. — Музыкальная энциклопедия, т. 5. М., 1981, стлб. 564.
7 Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. Л., 1937, с. 60.