2. Типология тональности в музыке XX века — проблема не только не разрешенная, но и не представленная во всей своей определенности. Имеющиеся понятия «мелодическая тональность», «гармоническая тональность», «модальная тональность», «хроматическая тональность», «расширенная тональность» и другие могут быть полезными при анализе ряда явлений современной музыки.
10 Беляев В. Мусоргский, Скрябин, Стравинский. М., 1972, с. 57.
11 Ю. Паисов считает, что политональность как технический прием, приводящий к совмещению в одновременности двух или более тональностей, это еще не «новая ладовая формация», что политональность — это иная, отличная от тональности ступень ладового мышления» (Паисов Ю. Политональность. М., 1977, с. 53 — 54).
Так, Лендваи характеризует тип тональности Бартока и Кодая как хроматический, отмечая существенную роль модальности12. Музыка Мессиана, основанная на модусах ограниченной транспозиции, может быть отнесена к модальной тональности, если в ней дает о себе знать принцип тональной централизации.
Наиболее типичной для современной музыки стала хроматическая тональность, в основе которой лежит 12-полутоновая шкала с определенным центральным элементом, например в музыке Прокофьева, Шостаковича, Хиндемита, Онеггера, Бриттена, Мессиана (отчасти), ряде сочинений Щедрина, Б. Чайковского, Хренникова, Шнитке, Денисова и многих других.
В отличие от атональности, тоны хроматической шкалы в тональной системе не только соподчинены, связаны друг с другом, но и подчинены иерархически выделенному центральному тону (как «мелодической» или «гармонической тонике»). Однако они наделены достаточной автономией, чтобы не выглядеть как альтерированные тоны диатонической шкалы; это сказывается и в строении мелодии, и в образовании гармонической прогрессии. В сравнении с недвенадцатиноновой тональностью традиционного типа тоника этой системы может быть представлена не мажорным или минорным трезвучием, а структурно специфическим компонентом. Кроме того, хроматическая гамма не единственная основа новой тональности: в произведении могут возникать участки действия той или иной модальности.
По линии аккордики провести различия труднее, так как одни и те же элементы могут быть «стройматериалом» для разных систем, включая и атональную. Определенные предпочтения в материале можно все же наблюдать; трезвучия менее характерны для атональной музыки, тогда как в тональной они несут существенную системообразующую функцию.
Дальнейшую характеристику этого понятия нужно вести, исходя из «функциональной структуры», то есть выявления отличительных признаков в отношениях между элементами (связь друг с другом и тональным центром) 13. Обнаружение нетрадиционных тональных связей в условиях эмансипации диссонанса - наиболее сложная проблема, требующая «вынесения за скобки» приемов, общих для различных композиторских стилей. Этот аспект высотной системы, в отличие от традиционной гармонической тональности, имеет смысл выявлять не через «грамматические правила», как это во многом было в классической музыке трех веков, а путем построения специфических грамматик.
Итак, после предварительной характеристики понятия дадим его рабочее определение.
12-тоновая хроматическая тональность — это централизованная звуковысотная система, элементами которой являются иерархически соподчиненные еди-
ницы гармонического языка, образующие различные типы функциональных структур.
Специфика самих элементов, и прежде всего центрального, специфика «сетки» их функциональных отношений — это область стилистики гармонического языка.