Тональный центр

1. Наличие тонального центра, «центрального элемента» (Холо­пов) — необходимое условие функционирования тональной системы. Что такое тоника в современных музыкальных текстах — предмет для спе­циального рассмотрения. Различные высказывания по этому вопросу имеют принципиальное сходство в том, что тоникой может быть не толь­ко традиционное трезвучие.

Тональным центром (тоникой) мы будем называть тот элемент тональной системы, который наделен свойством ведущего компонента, то есть играет до­минирующую роль в функционировании всей системы.

Раскрывая объем понятия «тональный центр», выделим: а) единичный тон и мелодическую группу тонов — мелодическую тонику, б) единичный консонирующий аккорд и группу аккордов (два или бо­лее) и единичный диссонирующий аккорд и группу аккордов — гармо­ническую тонику.

Различные типы тоники могут быть объединены через главенствую­щий тон, если таковой может быть естественно определен. Отсюда в ря­де случаев полезным может оказаться подход, учитывающий эти два аспекта восприятия тонального центра. Сошлемся на конкретные при­меры.

В «Музыке для струнных, ударных и челесты» Бартока в I части «режиссирующую» роль играет единичный тон, что выявляется и через звукосочетания, и через тональные уровни темы фуги (пример 1). Ладо­вая интонационность, аккумулирующая характерную модальность и 12-тоновость, полифоническая фактура и гармоническая вертикаль, стройная архитектоника целого, выверенная пропорциями Фибоначчиева ряда, — все это скоординировано с тональным центром ля, дополни­тельно «поддержанным» тритоновой осью (кульминация в ми-бемоль). Тональный план всего цикла (II часть in С, III часть — «ось» до — фа#, IV часть — ля мажор) вмещается в уменьшенный септаккорд, столь ха­рактерный для функциональных связей в тональной системе Бартока.

l. Б. Барток. «Музыка для струнных, ударных и челесты», l ч.

В Реквиеме Шнитке большое режиссирующее и конструктивное значение наряду с сонорной выразительностью и семантической значи­мостью имеет тональный центр, представленный единичным звуком, тре­звучием и более сложными гармоническими комплексами. Так, в № 1 тоника представлена звуком ми (вернее, квинтой миси), в № 4 — интервалами додо# (ведущий тон — до#), в № 5 — интервально-мелодической группой (при главенстве мелодического остинато: ляре — доля), в № 7 — тоном до), в № 11 — тоном ми, в № 12 — aккордовым комплексом, в № 13 — интервально-аккордовой остинатностью.