Понятие гармонии

«...Человеческие понятия, — писал В. И. Ленин, — не неподвижны, а вечно движутся, переходят друг в друга, переливают одно в другое, без этого они не отражают живой жизни. Анализ понятий, изучение их, „искусство оперировать с ними" (Энгельс) требует всегда изучения движения понятий, их связи, их взаимопереходов». «Всесторонняя, универсальная гибкость понятий, гибкость, доходящая до тождества про­тивоположностей, — вот в чем суть» 28.

Это методологическое положение является для нас основополагаю­щим в изучении такого сложного объекта, как современная музыкаль­ная практика. Ведь только ощущение движения понятий, осознание возможностей взаимопереходов и неоднозначных взаимосвязей в сфере

25 Задерацкий В. В. Полифоническое мышление И. Стравинского: Автореф. дисс. на соиск. ученой степени доктора искусствоведения. М., 1982, с. 6.

26 Полевой В. М. Цит. соч., с. 253.

27 Морозов А. И. Современные вопросы и опыт истории. — В кн.: Советское искусствознание — 81, вып. 1. М., 1982.

28 Ленин В. И. Философские тетради. — Полн. собр. соч., т 29 с 226 — 227 98 — 99.

языка музыкальной науки — только это открывает путь к исследованию и описанию фактов современной музыкальной практики.

Избрав в качестве объекта изучения звуковысотные системы XX ве­ка, мы должны, хотя бы в порядке постановки проблемы, предпринять следующее:

1) анализ словаря учения о звуковысотности, гармонии и решение вопроса

а) о редефиниции базисных и производных терминов — с учетом «движения» понятий и

б) о введении новых понятий — наряду с их определением, характе­ристикой, описанием;

2) анализ логических отношений между понятиями, образование системы понятий и соотнесение ее с близлежащими;

3) построение классификации, установление типологии на основе общности существенных признаков (при опоре на методологическое по­ложение об относительности всякой систематики).

Важно прежде всего уяснить такую эстетическую категорию, как гармония.

Некоторые теоретики искусства, особенно на Западе, считают, что всякая постановка вопроса о гармонии в эпоху сложных социальных и духовных конфликтов не имеет под собой почвы и что гармонию в со­временном искусстве заменяют хаос и дисгармония. Однако, как счи­тает советский эстетик В. П. Шестаков, глубоко исследовавший эту ка­тегорию, гармония не исчерпала себя в эстетических учениях прошлого и, более того, «в современной эстетике значение гармонии отнюдь не снижается, а, напротив, чрезвычайно расширяется. <...> В самой об­щей форме гармонию можно определить следующим образом, — пишет ученый. — Она представляет собой не только наличие художественного целого и его качественно-количественную организацию, но и разделен­ность этого целого, качественное различие и даже противоположность составляющих ее элементов на фоне объединяющей целостности»29.

Музыковедческое понимание гармонии тесно связано с эстетиче­ским: оно также включает единство и борьбу противоположностей, ка­чественные различия и контрасты. Консонанс — диссонанс, конкор­данс — дискорданс, тяготение — разрешение, центростремительность — центробежность, тональность — атональность, — словом, гармония — дисгармония есть естественное и органическое состояние звуковысотной системы. Как «эстетическая гармония» меняла свое значение в процессе исторического развития (от античности до наших дней), так и «музы­кальная гармония» не оставалась неподвижной, мертвой и раз и навсег­да данной.

В. Шестаков отмечает в зависимости от исторической стадиальности тонкие смысловые градации этого понятия, модификацию его содержа­ния и объема, например: гармония как порождение красоты и безобра­зия (античный миф о Гармонии — дочери богини любви и бога войны), истина, симметрия, «гармония сфер» (пифагорейцы); как диалектика единства и множества, совпадение противоположностей (Гераклит: «Ис­кусство музыканта соединяет различное»); как диалектика, взаимный переход порядка и беспорядка, наличие симметрии, меры и соразмерно­сти частей (Аристотель); как красота, закон искусства и природы, ис­точник совершенства, соответствие частей, формы содержанию (Альбер­ти) ; как упорядочивающее начало всей природы и космоса, целое, про­являющееся в связи и единстве явлений и вещей (Шефтсбери), «Небес-

29 Шестаков В. П. Эстетические категории. М., 1983, с. 145.

ные тела парят на крыльях гармонии ритма; то, что мы называли цент­ростремительной и центробежной силой, есть не что иное, как второе — ритм, первое — гармония. Музыка, поднявшаяся на тех же крыльях, парит в пространстве, чтобы соткать из прозрачного тела звуков и тонов слышимый универсум> (Шеллинг) 30.

Систематическое учение о гармонии как эстетической категории создал Гегель, В отличие от правильности и симметрии, имеющих от­ношение к количественной определенности вещи, гармония связана и с качественной определенностью. Гармония суть: «единое внутри себя це­лое», различие противоположных начал и «согласованное единство», «гармония между существенными качественными различиями, которые не должны оставаться друг к другу только противоположностями, а быть согласованы»31. Гармония, по Гегелю, предполагает дисгармонию и не боится «остроты и разорванности».

«Итак, — обобщает Шестаков, — как мы видим, в истории эстетиче­ских учений выдвигаются самые разнообразные типы понимания гар­монии. Само понятие гармонии употреблялось чрезвычайно широко и многозначно». Марксистско-ленинская эстетика рассматривает гармо­нию как диалектическую категорию. «Как таковая она представляет со­бой не статический принцип, а развивающийся процесс, процесс гар­монизации и совершенствования мира»32. Все богатство содержания «эстетической» и «художественной» гармонии нельзя не учитывать, опре­деляя понятие «музыкальной» гармонии.

Исследователи отмечают изменение этого понятия, прослеживая различные его толкования от античности до наших дней. «В каждую эпоху, — пишет Холопов, — проблематика и содержание того, что мы от­носим к учению о гармонии, зависит от современной для данной эпохи музыкальной практики» 33. По-своему занимаются этой проблемой и за­рубежные музыканты. Так, например, Дальхауз приходит к выводу о том, что «слово гармония применялось для описания соотношений вы­соких и низких нот как по вертикали (в структуре интервалов и аккор­дов), так и по горизонтали (связь аккордов и интервалов). Причем на­блюдалась широко распространенная тенденция... придавать гармонии значение вертикального аспекта музыки, минуя тот факт, что аккордо­вая последовательность является одной из центральных категорий, свя­занных с учением о гармонии»34. В отношении отечественного учения о гармонии этого утверждать не приходится.

Итак, исследование категории гармонии в диахроническом «срезе» показывает движение понятия, что прослеживается при его рассмотре­нии как в эстетическом, так и художественно-музыкальном ракурсах.

Что же означает термин «гармония» в наши дни? Каковы его тол­кования? Учитывается ли в них проблемная ситуация, сложившаяся в теории в связи с бурным и противоречивым развитием музыкальной практики XX века? Как построить дефиницию современной гармонии?

В советском музыкознании, наследующем лучшие традиции отече­ственной теории музыки (труды Чайковского, Римского-Корсакова, Аренского, Ладухина, Конюса, Катуара и др.), в центре внимания такие

30 Шестаков В. Цит. соч., с. 174.

31 Там же, с. 176.

32 Там же, с. 178, 180.

33 Холопов Ю, Очерки современной гармонии. М., 1974, с. 19.

34 Dahlhaus С. Harmony. — In: The New Grove Dictionary of Music and Musicians, v. 8. London, 1980, p. 176 — 177.

существенные признаки понятия, как соотнесение звуков музыкальной ткани по вертикали и горизонтали.

Если проанализировать определения гармонии, данные в трудах последнего десятилетия (например, Тюлина, Мюллера, Григорьева, Бершадской, Холопова, Мясоедова), то можно обнаружить следующее:

1) определения содержат традиционное указание на такие призна­ки, которые связаны с понятием аккорда (созвучия) и гармонического последования (причем, Тюлин к понятию гармонии в широком смысле относит «любые одновременные сочетания», включающие и двузву­чия 35);

2) дефиниция понятия гармонии расширилась: она содержит ука­зание на выразительные начала, их роль в процессе развития музыки, а также системные отношения, возникающие в объекте в целом;

3) в качестве существенного признака может быть введена «ладовая координация тонов», (например, у Григорьева) или, наоборот, дана дифференциация понятий гармонии и лада, не допускающая «стирания граней» между ними (например, у Бершадской);

4) содержание понятия «гармония» трактуется достаточно универ­сально, с тем чтобы объем его включал явления прошлой и нынешней музыки (Холопов).

Приведем ряд характерных дефиниций понятия «гармония»:

«Гармония в современном, самом широком понимании представляет собой всю область выразительных средств музыки, относящуюся к вертикальному объединению звуков, то есть к реальному сочетанию или мысленной их координации в одновременности — как в статике, так и в движении. В таком объединении действуют те или иные закономерности, что определяет понятие в более тесном, специальном значении: закономерное объединение тонов в созвучия, (аккорды) и их связи в музыкальном движении, что и служит главным предметом изучения в данной области»36.

«Понятие, гармонии в наше время значительно расширилось. Оно не отождеств­ляется теперь только с понятием аккордов (или созвучий) и их последовательностей, а включает целую область средств выразительности, в которых названные явления рассматриваются в их музыкально осмысленном значении в процессе развития и ста­новления музыки в целом»37.

«...Термином „гармония" определяется закономерность, неслучайность и внут­ренняя связанность объединения элементов — то, что, пользуясь современной терми­нологией, можно было бы определить как системность»38.

«Гармония есть организация музыкальной ткани, основанная на ладовой коорди­нации тонов по вертикали и горизонтали и выражающаяся в созвучиях и их связях

между собой»39.

«Гармония есть высотная организация музыкальных звуков <...> гармония — это высотная организация музыкального произведения <...> гармония есть высотная структура» 40.

При построении определения гармонии необходимо учесть комплекс существенных признаков, а именно: а) представляющих гармонию как художественно-эстетическую категорию; б) отражающих новый подход к высотности как к одному из специфических параметров музыкального текста; в) характеризующих фактуру как «художественно целесообраз­ную трехмерную музыкально-пространственную конфигурацию звуковой ткани»41; г) выявляющих внутреннюю структуру этого предмета. И по­жалуй, наиболее важным свойством гармонии следует считать ее диа-

35 Тюлин Ю. Н. Учение о музыкальной фактуре. М., 1976, с. 10.

36 Тюлин Ю. Н. Краткий теоретический курс гармонии. М., 1978, с. 10.

37 Мюллер Т. Ф. Гармония. М., 1976, с. 5.

38 Бершадская Т. С. Лекции по гармонии. Л., 1978, с. 5.

39 Григорьев С. С. Теоретический курс гармонии. М., 1981, с. 10.

40 Холопов Ю. Н. Очерки современной гармонии, с. 43.

41 Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции, с. 73.

лектическую противоречивость, что свойственно эстетической категории и что нивелируется (но подразумевается) в определениях музыкальной гармонии. В качестве рабочей в нашем труде примем более широкую и более узкую дефиницию.

Гармония — это звуковысотная система, реализующаяся в музы­кальной ткани произведения; «единораздельная цельность»42, предпо­лагающая связь качественно различных противоположных" элементов. В более специальном аспекте: гармония — это структура звуковысотной системы, определяемая составом гармонических «единиц» (тонов, интер­валов, аккордов) и их функциональными отношениями. Кроме того, под­черкнем, что гармония — это компонент стилевой системы, глубоко свя­занный с воплощением художественного замысла.

В трудах по музыке XX века стали широко применять понятие «гармония XX века», «современная гармония»43. Важно выяснить его логические отношения с понятием «гармония».

Понятие современной гармонии не есть что-либо в корне отличаю­щееся от общепринятого, оно находится с ним, на наш взгляд, в родо­видовых отношениях. Отсюда объем понятия «гармония» может быть подвергнут делению, причем основанием деления будет принадлежность высотной организации к определенной исторической стадии. Дальнейшее деление на подвидовые понятия может совершаться по таким призна­кам, как тип высотной системы (например, тональная гармония, серий­ная гармония) или тип авторского стиля (например, гармония Стравин­ского, гармония Прокофьева).

Не правы те, кто воспринимает понятие современной гармонии в некотором отрыве от предшествующих представлений о предмете. Меж­ду понятием «гармония» и «современная гармония» возникают, скорее всего, отношения подчинения.

Кроме того, необходимо установить отношения между понятиями: модальная, классическая, современная гармония. Это соподчиненные понятия, то есть в равной степени подчиненные одному общему — гар­мония. Они имеют ряд общих признаков, свойственных подчиняющему понятию, но и содержат те, которые образуют видовые отличия. (В му­зыке XX века, например, наблюдаются не только терцовые аккорды и возникают не только тонально-функциональные связи.)

Было бы неверно считать классическую гармонию общим родовым понятием и ожидать, даже требовать, чтобы в современную гармонию непременно входили все ее характерные признаки.

Итак, современная гармония — это звуковысотная система, содер­жащая признаки, свойственные гармонии в целом, и в отличие от ее видов (модальная, классическая гармония), содержащая специфические признаки как в области отдельных элементов, так и целостной струк­туры.

Необходимо отметить и следующее. Если так называемая гармони­ческая тональность в течение трех веков была в известном роде универ­сальной системой, то XX век не породил подобного феномена, имеющего основополагающее значение для музыкального мышления композиторов разных стран.

42 Термин А. Ф. Лосева.

43 Термин «современная гармония» вошел в употребление в конце 60-х годов — в трудах Тюлина, Скребкова, Холопова, а затем и других музыковедов; термин «гар­мония XX века» зафиксирован, например, в Программе-минимум кандидатского экза­мена по специальности 17.00.02 — «Музыкальное искусство». М., 1978, с. 19 (Высшая аттестационная комиссия при Совете Министров СССР).