Звуковысотная формула 0, 1, 2, 4, 6, 9, 10 + 1, 5, 7, 9, 11 построена по принципу комплементарности, хотя и есть повторяющиеся звуки (она выявляет тонико-доминантовые связи этих двух исходных комплексов, интонации до — ми отвечает соль — си). Структура первого, несущего основную конструирующую функцию комплекса, может быть рассмотрена как симметричная: в ней сцеплены две ячейки полутоново-терцового строения (до — реb — ми эквивалентно фа# — ля — сиb, так как последнее является транспонированным ракоходом инверсии). Отсюда становится ясной терцово-секундовая природа мелодии, содержащей вариантные комбинации ячеек, квартово-тритоновых гармоний. Вся фактура — проекция интонаций, заложенных в центральном элементе.
Итак, понятие тоники в современных музыкальных контекстах претерпело то же изменение, движение, что и понятие тональности. Возникла ситуация, при которой расширение понятия тоники (звук — группа звуков, аккорд — группа аккордов) приводит к размыванию логических граней между тем, что характеризуется как тональное, и тем, что называется атональным.
В итоге центральным элементом системы следует, видимо, считать тот, который обладает соответствующими централизации свойствами, и они проявляются прежде всего в том, что способствует интеграции элементов в единую тональную структуру. «...Структура есть цельность, однако цельность разделена внутри себя самой, так что, рассматривая все, что содержится в этой цельности, мы не забываем о самой этой цельности, — пишет Лосев. — Цельность рассматривается нами в свете состав-
ляющих ее элементов, а элементы цельности рассматриваются в свете этой цельности. Это и есть единораздельная цельность то есть структура» 18.
Тот элемент системы, который наделен наибольшей силой воздействия — вследствие своей внутренней организации и поведения — на поддержание этой «единораздельной цельности», тот элемент и будет ведущим, центральным, то есть новой тоникой.