1. Проблема соотношения аккордов решалась в классической теории музыки в рамках различных концепций — ступеневой, басо-фундаментальной, функциональной. Существует точка зрения, что объяснение фактов музыкальной практики велось с достаточной адекватностью. Новая тональность как иной тип динамически развивающейся системы — это появление и новых элементов гармонического языка, и возникновение новых отношений (что не означает полного исключения традиционности). Сформировался новый тип функциональной структуры тональности, имеющий достаточно разветвленную сеть видовых образований.
В классической тональной системе гармоническая прогрессия могла быть проанализирована как подчиняющаяся определенным синтаксическим правилам гармонического языка. В современной тональности теория пока не обнаружила каких-либо закономерностей комбинаторики гармонических единиц, хотя целый ряд концепций содержит полезные наблюдения и обобщения. Выскажем и мы некоторые соображения относительно функционирования гармонии.
Во-первых, гармонические единицы (интервалы, аккорды, гармонические комплексы), имея определенное внутреннее строение, могут воздействовать до известных пределов на внутрисистемные связи 19. (Наряду с «системообразующими» могут быть и «системоприобретенные»
свойства элементов.)
Во-вторых, гармонические элементы, образуя гармоническое последование, вступают прежде всего в линейные отношения, определяющие развитие музыкальной речи во времени; кроме горизонтальных связей большое значение приобрели и вертикальные связи. Эти две координаты, в отличие от языка и речи, — существенные компоненты тонально-гармонической системы 20.
Возникает основная проблема: как регулируются гармонические отношения в тональной системе? Что их порождает в условиях, где роль общепринятой «грамматики» гармонического языка сведена на нет? Выскажем предположение: последование гармоний во времени определяется скорее логикой музыкальной композиции, чем какими-либо правилами синтаксической структуры. «Комбинаторика» аккордов (и других иерархически соподчиненных элементов), их сочетание по горизонтали и вертикали оп-
18 Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982, с. 51.
19 Ю. Н. Холопов строит концепцию современной гармонии, исходя из определенных представлений о высотной системе: «Специфика принципа — это зависимость конкретных свойств и особенностей от индивидуальных конкретных свойств и особенностей ее элементов, прежде всего главного элемента, роль которого аналогична структурной функции тоники или совпадает с ней» ( Очерки современной гармонии , с. 282).
20 Фердинанд де Соссюр считал, что от принципа линейности «зависит весь механизм языка» — синтагматические отношения (Курс обшей лингвистики. М., 1933, с. 81).
ределяется потребностью формирования музыкальной мысли, выражения модуса-состояния 21.
Общая глубинная логичeскaя структура, тесно сопряженная с эмоциональным началом, воздействует на всю композицию произведения, включая и высотную систему с ее гармоническим компонентом.
Это особенно ясно воспринимается в произведениях, не ориентированных на известные формы-схемы. Выскажем также соображение, что
«функции композиции»22 — коммуникативная, тектоническая и семантическая — непосредственно связаны с гармоническими функциями в современной тональной системе.
Наиболее доступной для слушательского восприятия является логика драматургического рода музыки, логика, описанная с помощью таких понятий, как драматургическая функция, экспрессивно-драматургическая функция (Бобровский). Фазы драматургического становления это фазы выявления соответствующих гармонических функций. Продемонстрируем на примере: