Реприза общей трехчастности имеет черты видоизмененной симметричной конструкции: аккорд-удар, сохраняя структуру, переосмысливается темброво; пуантилистский блок, удерживая фактурную конфигу-
I35
рацию, меняет конкретное звуконаполнение (при тех же ритмодинамических «показателях»); повторение, наконец, затрагивает структуру и фонизм аккордов-ударов, которые к тому же подвергаются некоторой разработке.
В коде, синтезирующей материал серенады и аккордового сопровождения, аккорды-удары даны в том же звуковом составе, но в ином темброво-артикуляционном решении, что придает им кульминационное, итоговое звучание.
12-тоновая тональность неназойливо управляется центральным тоном ми К поддержанным в тектоническом плане звуком сиb как высотным уровнем проведения темы (повторено дважды).
Итак, мы пытались продемонстрировать единство гармонической и композиционной логики, их взаимообусловленность в конкретном звуковом воплощении. Глубинной структурой здесь скорее всего является логика музыкальной композиции, конкретнее — драматургический процесс, а не какие-либо синтаксические правила организации гармонической речи. Весьма существенным оказывается принцип неоднородности гармонических единиц, определяющий контрастирование, варьирование и другие импульсы линейного течения музыкальной мысли.
Итак, подведем итоги. При анализе гармонических отношений, понимаемых как реализация структуры высотной системы, следует применять следующую операционную технику:
установление основных принципов музыкальной композиции, связанных с контекстом, текстом и подтекстом 23;
установление композиционных функций частей — i : m : t, включая возможность их совмещения, а также ритма формы;
установление характерных свойств гармонических единиц с точки зрения строения и фонизма;
установление уровней структуры музыкального текста: а) нахождение базисной «глубинной структуры», линейного последования гармонических элементов и характеристика логики этого последования в связи с логикой музыкальной композиции; б) характеристика близлежащего плана структуры, конкретизация линейного последования гармонических единиц, фонического воплощения и звукосопряжений: конкретная взаимосвязь элементов друг с другом и с центральным элементом, тоникой; типы взаимосвязи (линеарные, басо-фундаментальные, сонорные) с учетом гармонического ритма.
2. Выше был рассмотрен механизм порождения гармонического языка на основе композиционной логики произведения. Установлено, что синтаксические принципы гармонически осмысленных последований — отражение глубинного семантического замысла. В известной мере такого рода подход имеет если не универсальный характер, то достаточно широкое поле приложения. С таким «мерилом» можно подходить ко многим произведениям как тональной, так и атональной ориентации, — с поправкой на принцип централизации и децентрализации.
Однако принципы и способы построения гармонического целого могут иметь специфический характер, обусловленный требованиями стилевой системы. Обратимся к выяснению синтаксических закономерностей в композициях, основанных на принципе «порождающей модели», на примере позднего Скрябина.
Образ Прометея — символ, возвещающий людям идею «бесконечной силы», «безграничного могущества», «непобедимости», «торжества» человеческого разума и воли (Скрябин), является центральным для художественного мышления композитора.
23 См. об этом: Назайкинский E. В. Логика музыкальной композиции, с. 92—101.
Прометеевское начало в творчестве позднего Скрябина связано, с одной стороны, с многомерностью символа -- в плане содержания; с другой — его структурой, то есть символом как принципом конструирования, порождающей моделью. Здесь мы подходим к объяснению грамматики гармонического языка как механизма, порождающего совокупность гармонических последований. Если символ, согласно избранной нами отправной эстетической категории, есть принцип конструирования, есть «общность закономерного разложения в ряд отдельных единичностей», то, следовательно, и музыкальная целостность, его воплощающая, может быть объяснена с этих позиций общего и единичного.
Так называемый рационализм, расчет, математичность скрябинского метода — это в итоге есть выведение высотной структуры из общности, закона (символа) всех «отдельных единичностей».
Рассмотрим действие порождающей модели на ор. 67 № 1 — постпрометеевском сочинении.