1. Политональность обычно определяется как одновременное сочетание двух или более «строев», что нуждается в уточнении и дополнении прежде всего, политональное письмо является составной частью новотональной техники и не образует какой-либо новой системы, которая может быть противопоставлена тональности и атональности в их наиболее «чистых» формах.
Выразительные возможности политональных методов ярко представлены в творчестве многих отечественных и зарубежных композиторов XX века — Стравинского (раньше Айвса), Казеллы, Мийо Бриттена, Хиндемита, де Фальи, Онеггера, Шимановского, Лютославского а также Прокофьева, Шостаковича, Свиридова, Б. Чайковского, Щедрина,
Шнитке, Слонимского и других авторов. Интерес к политональности по прошествии четырех десятилетий XX века, казалось бы, постепенно снизился; однако и во второй половине века выразительные возможности политональности не исчерпали себя, особенно в связи с полистилистикой.
Истоки политональности прослеживаются в музыке предшествующего периода. Они обычно усматриваются в полимодальности, органном пункте, полифункциональности и полиаккордике, эволюции тонического созвучия (возможность диссонирующих сложных тоник) и переменности тональных функций. Интересные образцы ранней политональности из музыки Баха, Гайдна, Грига, Глазунова, Шуберта, Брукнера, Римского-Корсакова, Лядова и других приводит Тюлин41. Специальное теоретическое исследование этой проблемы проделал Ю. Паисов, изучив исторические корни, типологию, формообразующую роль и семантику политональности и особенности трактовки политональности в некоторых стилях«
Поставив во главу угла нашего рассмотрения гармонический аспект политональности, затронем следующие вопросы: тональный центр и способы его выражения; ладовая основа субтональностей и тональная целостность; типы взаимосвязи «строев» в политональной одновременности; фактура, роль полифонического и гармонического складов; вертикальное «измерение»: баланс напряженности (консонирование и диссонирование), функциональное соотношение аккордов в полигармонии; формообразующая роль политональной гармонии.
2. Для осуществления политональности необходима прежде всего фактурная расчлененность, а именно четкое выявление мелодико-гармонических зон, достаточно отдаленных друг от друга и «защищенных» от взаимопроникновения. Сближение сфер приводит к скученности и смещениям, затрудняющим их разграничение в слушательском восприятии. Устанавливая типологию, различают: а) гармоническую политональность, состоящую из двух или более аккордовых пластов (см. пример 19); б) мелодическую политональность, представляющую собой контрапунктические взаимодействия (контрастное или имитационное) горизонтальных пластов (см. пример 20); в) смешанную, мелодико-гармоническую политональность (см. пример 21)43:
19. Д. Мийо. «Бразильский танец»
41 См.: Тюлин Ю. Современная гармония и ее историческое происхождение. — В кн.: Теоретические проблемы музыки XX века, вып. 1. М., 1967.
42 См.: Паисов Ю. Политональность в творчестве советских и зарубежных композиторов XX в. М., 1977.
43 Ю. Паисов, анализируя ладовую организацию «Свадебки» Стравинского, отмечает что в этом произведении встречаются все три фактурно-гармонические разновидности (см.: Паисов Ю. О ладовом своеобразии «Свадебки» Стравинского. — В кн.: И. Ф. Стравинский, с. 214—250).