Таким образом, в музыкальном мышлении политональность и фактура — взаимосвязанные начала; из трех координат вертикаль имеет главенствующую структурную роль при том, что горизонталь — ладово-смысловую.
Эффективность политональности во многом зависит от того, как каждый из тональных уровней задуман в отношении ладозвукорядной основы. Модальный аспект политональности может быть как традиционным, так и нетрадиционным44, а звукоряды, входящие в политональную структуру, могут иметь как идентичное, так и неидентичное интервальное строение. Например, однородная традиционная ладовость наблюдается в примерах 19 (каждый из пластов имеет в основе мажор) и 20 (минор), неоднородная — в знаменитом примере политональности Стравинского («У Петрушки»), где соединены два различных лада (ионийский и пентатоника Fis), раскрывающих свои звуковые ресурсы в процессе развития сцены:
22. И. Стравинский. «Петрушка»
44 Мажор и минор мы относим к традиционным ладам (сюда примыкают и «старинные лады»); новая модальность — область нетрадиционных звукорядов.
Возникает мелодико-гармоническая политональность с неидентичными четко очерченными тональными слоями (особенно C-dur с тонико-доминантовыми связями).
При анализе образцов с традиционными звукорядами не возникает тех препятствий в определении политональности, какие могут встретиться в условиях синтетических ладообразований (даже на основе старинных модусов). Другими словами, отсутствие предопределенности звукоряда затрудняет расчленение целого, особенно если это сопровождается явлениями децентрализации. Тем не менее политональность в рамках новой модальности может стать ярким выразительным средством при соблюдении требований фактурной ясности, при наличии хорошо организованной структуры.
Так, начальная тема «Фантазии-бурлески» Мессиана может быть рассмотрена в политональном аспекте: хроматический F-dur, звучащий фундаментально и протяженно (повторный период), «озарен» мерцающими бликами фигураций in E, основанных на первом модусе, в I транспозиции45: