Определяя модальную структуру политонального целого, следует выделять лады, характерные для каждого фактурного слоя, и не стремиться, если в этом нет особого интонационного оправдания, к выстраиванию суммативного звукоряда.
Например, в «Уменьшенных квинтах» Бартока (№ 101) из «Микрокосмоса» есть смысл это сделать: тритоновая политональность (a—es) впитывает два вертикально-подвижных звукоряда, использованных фрагментарно, в процессе становления:
45 Сошлемся также на пример, который приводит Паисов в цит. статье, — фонически богатую политональность из IV картины «Свадебки», где (в начале картины) сочетается диатоническая хоровая тема с тон-полутоновым сопровождением.
24. Б. Барток. «Микрокосмос», № 101
Поскольку они постоянно переплетаются, сохраняя при этом свой индивидуальный облик, и содержат общие тоны (энгармонизм звуков), естественной оказывается потребность в их объединении. Синтезирующая шкала — один из тех случаев бартоковской 12-тоновости, который является результатом модальности, а не тотальной хроматики атонального типа.
Особого внимания в политональной структуре требует также и тональный центр, объединяющий две или несколько тоник. В подходе к этому вопросу справедливо отмечают двойственность восприятия — изолированность (субтоники) и единство (политоника) 46. Фундаментальный уровень политоники благодаря «сильному» интервалу может функционировать как превалирующий в вертикальной структуре. Это заметно, например, в заключительном полиаккорде «Бразильскогс танца» Мийо, сочетающем — конспективно — использованные «строи»:
25. Д. Мийо. «Бразильский танец»
Роль тоники в приведенном примере из «Петрушки» выполняет двутрезвучная полигармония (секстаккорд + трезвучие), причем одновременность звучания обобщается «диффузией» аккордов и образованием кластерного созвучия:
26. И. Стравинский. «Петрушка»
46 Термин Ю. Паисова
Какой аккорд сильнее — на С или на fis, — окончательно решает заключительный каданс, хотя и в процессе развития тоникальность фундаментального слоя проявлялась весомее:
27. И. Стравинский, «Петрушка»
В противоположность примерам с устойчивой тоникой встречаются образцы с подвижной тоникой. «Игра с двумя пентатоническими рядами Бартока» (№ 105 из «Микрокосмоса») иллюстрирует полифоническую политональность, основанную на одном типе звукоряда, так называемой диатонической пентатонике от белых и черных клавиш. Однако тоники в пределах этих звукокомплексов не обладают традиционной стабильностью: в нижнем голосе превалирующее Cis сменяется на h, в верхнем — проходят все возможные устои — g, e, a, h (меньше d). В результате такого «мерцания» тоник (верхний пласт динамичнее), «поиска» пунктов притяжения возникают так называемые модальные версии, то есть производные варианты пентатонического звукоряда.
Характер поведения тоник, имеющих большую или меньшую подвижность, — вопрос, который надо решать в каждом конкретном случае, с тем чтобы механически не «выводить» политонику, суммируя опорные тоны в слоях фактуры. В музыке Стравинского, например, сила действия полюсов может быть неравнозначна. Центральная ось может то притягивать, то отталкивать дополнительные субполюсы, что формирует фактуру с тоникально устойчивыми и подвижными слоями. Так, в «Вешних хороводах» из «Весны» на тонику миb (вернее, тоническую квинту) в процессе развития наслаиваются архаическая попевка, наигрыши, имеющие свой модус и опорный тон, например: в партии струнных и духовых (ц. 50) — сиb и сольb затем у флейт пикколо и кларнета к этому добавляется ось до — фа #. В «Игре двух городов» на главенствующий полюс до — фа # временно наслаиваются местные — ля при эолийском звукоряде (деревянные духовые), фа при лидийском (струнные), затем (ц. 61) — до при ионийском.
«Независимость» политональных зон не означает случайности в их сочетании: политональная структура организуется на основе принципа интервального соотношения строев, определяющего фонический эффект. Последний зависит от того, какие лады соединяются и какой интервал их разделяет. Мажорная битональность дает больше консонантных вариантов, чем миноро-минорная или миноро-мажорная. Есть точка зрения, что можно проследить изменение фонизма, если, взяв, допустим, мажоро-мажорную битональность, при устойчивой нижней тональности менять в порядке квинтового цикла тональности верхнего «этажа». Это даст следующие интервальные соотношения: чистая квинта, большая нона, большая секста, большая терция, большая септи-
ма, тритон, малая нона, малая секста, малая терция, малая септима, чистая кварта47.
В концерте Мийо, в прелюдии используются различные фонические эффекты за счет варьирования вертикального интервала в мажоро-мажорной политональности — мягко-консонантные сочетания (до мажор внизу — соль мажор наверху), более остро-консонантные (ре внизу сиb наверху) :