Д. Мийо. Концерт

47 Персикетти, в частности, считает, что политональная комбинация мажоров дает следующие результаты: если взять за основу фа мажор, то консонантными будут сочетания с до, соль, ре, ля, ми мажорами, а диссонантными — с си, сольb, реb, ляb, миb, сиb, (см.: Реrsichetti V. The 20-th Century Harmony. N Y., 1961, p. 258).

Но, пожалуй, наиболее эффективно — достаточно диссонантно и в то же время «благозвучно» — соотносятся мажорные тональности на три­тон. В этом убеждает частое обращение композиторов к данному при­ему (см., например, «Бразильские танцы» Мийо, «Микрокосмос» Бар­тока и др.).

Если фундаментальный слой (нижний пласт) образует минорная тональность, то степень диссонирования, невзирая на строение верхнего «этажа» (минор или мажор), возрастает. В некоторых стилях создается драматически сгущенная, тревожная гармоническая атмосфера, как, например, во Второй сонате для фортепиано Шостаковича. Битональные связи играют здесь весьма существенную драматургическую роль в об­разно-тематическом развитии и звуковысотной системе. Политональ­ность си миноро-мажор, ми-b мажор, возникающая в репризе побочной партии, — итог предшествующего мелодико-гармонического взаимодей­ствия: