1. Суммируем теоретические положения, касающиеся современной тональной организации, с тем чтобы выработать инструментарий анализа конкретных музыкальных текстов и определить методические подходы. Новая тональность — это централизованная система взаимосвязанных элементов, объединенных в целостность на основе иерархической структуры. Специфика этого типа звуковысотной организации — и в свойствах элементов, и в их взаимосвязях, конкретнее — в свойствах гармонического материала и в индивидуальных формах структуры.
Современная тональная система не статичная организация, которая сохраняет свои свойства постоянными, а динамичная система, меняющаяся с течением времени, приобретающая иной облик, как любой живой организм, остающийся при этом самим собой. В этом нетрудно убедиться, сравнив сочинения, написанные в разное время одним и тем же автором, например Скрябиным, Дебюсси, Стравинским, Бартоком, Прокофьевым, Шостаковичем, Щедриным, Б. Чайковским. Сравнение может быть распространено на анализ поступательного движения тональной музыки от начала к концу века, например: «Поэма экстаза» Скрябина, «Весна священная» Стравинского, «Музыка для струнных, ударных и челесты» Бартока, Вторая симфония Прокофьева, Четвертая симфония Шостаковича, «Художник Матис» Хиндемита, «Военный реквием» Бриттена, Тринадцатый квартет Шостаковича, «Озорные частушки» Щедрина, Скрипичный концерт Пендерецкого, «Пушкинский венок»
Свиридова и др.
В этом процессе проявляется качество, свойственное и классической тональной системе, а именно незамкнутость, способность поглощать новое (вплоть до серийности) и постоянно эволюционировать.
При описании структуры новотональной системы, что в целом является важной методологической задачей, важно выявлять прежде всего принцип иерархичности. Последний предполагает не равенство двенадцати тонов, а соотношение центра и периферии, полюсов притяжения и подчиненных, зависимых элементов. Выскажем предположение, что структура тональности, вернее звуковысотная целостность, не всегда является прямым следствием составляющих ее элементов, которые могут по-разному функционировать и оказываться компонентами различных высотных систем. Так, нетерцовой аккордикой пользуются в условиях модальной и тональной, свободно-атональной и серийной, а также в сложных синтезированных высотных организациях. Поэтому, определяя индивидуальный облик тональности, важно проанализировать поведение составляющих элементов, то есть их функции в структуре целого. Однако раскрытие функциональной направленности — наиболее сложная и ответственная задача, поскольку, в отличие от классической гармонии, еще не выведены «формулы» гармонических последований (да вряд ли это и возможно), закономерности организации
целого.
Выявляя особенности функционирования гармонических единиц, основное внимание следует направлять на то, как эти элементы поддерживают существование целостного звуковысотного организма, какая функциональная структура является результирующей. Тональная система, оперирующая 12-тоновостью (как и додекафония), отличается та-
ким функциональным взаимодействием составляющих элементов, при котором образуется двусторонняя связь элементов — с центром и друг с другом (в серийной музыке — односторонняя. только между собой).
Итак, анализ тонально-гармонической организации музыкального произведения с точки зрения функционального подхода предполагает, во-первых, выяснение положения, которое занимают единицы гармонического языка в музыкальной целостности; во-вторых, — определение внутренней организации «предмета», то есть функциональной структуры подсистемы. В тех случаях, когда функциональная роль гармонии ослаблена, необходимо изучать совместное действие музыкальных параметров, включая ритм, тембр, динамику и т. п.
Вследствие перерождения тональной системы, изменения «режима» ее работы, гармония и — шире — высотный фактор раскрывает свою суть главным образом на композиционном, музыкально-сюжeтном уровне музыкального произведения49. Поэтому, как уже говорилось, особое значение приобретает рассмотрение гармонических функций в связи с экспрессивно-драматургическими функциями, в единстве с развитием музыкальной фабулы. В становлении музыкально-драматургического действия участвуют и такие «персонажи», как гармонические элементы (или подсистемы более высокого уровня), как «ладовая интонационность» (термин Тюлина), модальный фонизм.
2. Итак, при рассмотрении новотональных композиций следует руководствоваться операциями:
1) анализ системообразующей роли гармонического материала в его иерархическом соподчинении, начиная от выразительности отдельного тона или группы тонов и переходя к интервалу, аккорду, полиаккорду или звукокомплексу более высокого уровня (анализ структуры, фонизма, семантики);
2) анализ конструктивной и фонической роли ладозвукорядного материала — модальности в ее разновидностях, установление особенностей ладоинтонационного процесса, воздействие ладовости на вертикаль и горизонталь фактуры, отбор и семантика ладовых формаций;
3) анализ тональной иерархии, тональных и «антитональных» участков действия, ведущих компонентов, или полюсов, и сопряженных с ними звуковых групп, выявление звуковысотных субсистем, образующих в объеме целого дополнительные объединения;
4) анализ функциональной структуры тональной системы, рассмотрение комбинаторики гармонических единиц, ладового «рельефа», установление в итоге интегративных свойств гармонии;
5) анализ экспрессивно-драматических функций гармонии в непосредственной связи с сюжетно-композиционным уровнем (эта операция непосредственно связана с предыдущей);
6) анализ гармонии как компонента стиля произведения и обнаружение признаков более широких стилевых систем (прием сравнения).
В итоге анализ тональной системы, как и модальности, приводит к рассмотрению «стильности» — «гармонического единства множества экспрессивно-образных деталей, выражающего художественное содер-
49 «В произведениях эпических и драматических... изображаются события в жизни персонажей, их действия, протекающие в пространстве и времени. Эта сторона художественного творчества (ход событий, складывающийся обычно из поступков героев, то есть пространственно-временная динамика изображенного) обозначается термином „сюжет"» (Введение в теорию литературы / Общ. ред. Г. Н. Поспелова. М., 1976, с. 167).
жание»50. Исследование структуры музыкального феномена, не завершенное выводами о его содержательно-экспрессивных качествах, не имеет смысла.