Гармонический материал

1. Как использовалось то, что было завоевано в процессе освоения гармонических ресурсов? Какова функция гармонии в стилевой системе нововенской школы? В целом не будет преувеличением сказать, что зна­чительная активизация горизонтальных «импульсов» привела к замет­ному переосмыслению гармонического материала.

Это проявилось, в частности, в том, что созвучие из самостоятельной единицы фактуры превратилось в ряде случаев в элемент звукового пласта, построенного как «аккордовая мелодия» (прием, свойственный Шёнбергу и Бергу и менее типичный для музыки Веберна).

Прием формирования гармонии путем сонорной дублировки харак­терен для сочинений Берга. В IV картине «Воццека», где гармония яв­ляется основным средством раскрытия трагедийной ситуации, исполь­зованы остро выразительные созвучия. Параллелизм интервалов (секунд, терций, нон) в подвижных сочетаниях с параллелизмом аккор­дов создает интенсивные динамические волны специфического фонизма:

5. А. Берг. «Воццек», IV к.

Техника «утолщения», резонирования линейной последовательности звуков — в то же время частичное решение проблемы аккордосочетаний, вызывающей особые трудности в атональных композициях.

(См. также: Шёнберг, «Лунный Пьеро»: «Коломбина», «Вальс Шо­пена», «Ночь», «Багряная месса», «Отсечение головы», «Кресты», «Но­стальгия», «Подлость», «Пародия», Серенада, «Аромат дальних лет».)

Кроме линеарности, на гармонический материал — его формирова­ние — оказал воздействие принцип ведущих интонационных комплексов, о котором речь шла выше. Созвучие той или иной структуры — это не первоначальный вертикальный «импульс», а нередко результат воздей­ствия интонационных микрорядов. Так, в № 1 из цикла Четыре пьесы для скрипки и фортепиано Веберна все вертикали производятся из зву­кокомплекса, экспонированного в первых трех тактах, а именно с#, eb, е(бекар), f, as, а (0—2—3—4—7—8— в нулевой позиции). Этот «ряд» порож­дает превалирующие созвучия в объеме большой септимы с вариантной «серединой» —0—4—11, 0—3—11, 0—5—11, в него входит заключитель­ный мажорный квартсекстаккорд, не говоря уже о линеарных интона­циях: