Итак, в 12-тоновых композициях свободно-атональной структуры а) в связи с интонационной унификацией ткани гармония постигается в крупном плане как согласование частей с целым, в малом — как вертикализация высот, входящих в ведущие звукокомплексы; б) в связи с линеаризацией и, более того, расслоением фактуры гармония воспринимается, с одной стороны, как вертикальное измерение, с другой — как элемент звуковысотного пласта.
2. Является ли аккордовый материал — с точки зрения структуры созвучий — «носителем» стиля свободно-атональной музыки?
Отмеченные выше «свойства» этих сочинений, а именно противодействие механизму тональной структуры и установление «специфических закономерностей», обнаруживаются и в гармонии. В целом композиторы отталкиваются от чистой терцовости и стремятся либо к завуалированным (побочными тонами) формам, либо к принципиально иным аккордовым формациям.
Терцовая аккордика — особенно уменьшенные, увеличенные трезвучия, септаккорды «недоминантового» типа, многозвучия — выявляет иной, нежели в традиционно-тональных текстах, выразительный потенциал. Например, в № 1 из ор. 11 (Три фортепианные пьесы) использован сонорный эффект беззвучного нажатия тонов увеличенного септаккорда:
7. langsamer А. Шёнберг, Op. 11 №1
Die Tasten tonlos niederdrücken!
Такой же аккорд применен в № 2 этого цикла, где терцовость в целом имеет интонационно-интегрирующее значение: