А. Шенберг. Ор. 17

По вертикали, включая все элементы фактуры, иногда образуются симметричные аккорды.

В № 6, лучшей из пьес ор. 19 Шёнберга, тональным полюсом яв­ляется звукокомплекс, в состав которого входит в виде его ядра кварт­аккорд. Процесс развития — это динамика крешендирования и декрешендирования, выраженная взаимодействием квартовости (она тоже расширяется и сужается) с терцовостью и побочными тонами:

11. А. Шёнберг. Ор. 19 № 6

Для использования квартаккордов, как это можно наблюдать в ря­де сочинений Шёнберга, характерны: а) квартаккорд как элемент более сложной неодноплановой вертикали, например: ор. 11 № 3, ор. 19 № 6, ор. 23 № 2, 3, 4; б) «ложный» квартаккорд как результат линеарных взаимодействий пластов, например Пять пьес для оркестра, № 2; в) квартаккорд как самостоятельная, фонически обособленная структу­ра, функционирующая в качестве лейтзвучности, например Пять пьес для оркестра, № 3.

Берг, умевший извлекать специфическую экспрессию из квартового созвучия, пользуется эффектом сопоставления терцового и квартового фонизма в драматургических целях. Это можно наблюдать в цикле Че­тыре пьесы для кларнета и фортепиано ор. 5 (1913). Заметим, что обе эти интонации заложены в мелодической линии кларнета:

Они реализуются в трехуровневом семизвучии, элементом которого является септаккорд; пролонгированный шестизвучный квартовый комп­лекс (с добавленным в басу тритоном) выполняет функцию заверше­ния: