А. Берг. Ор. 5

На взаимодействии квартовой и терцовой гармонии, как и соответ­ствующих интонаций в мелодии, построена Колыбельная Мари из «Воц­цека» (I д., сц. 3). В соответствии с драматургической экспрессией най­дена линия движения от компактных 3-, 4-звучных ложных квартаккор­дов (симметричных) к 7-звучным квартаккордам, от «чистых» терцовых аккордов — к синтетическим терцово-квартовым созвучиям, фактурно варьируемым по вертикали и горизонтали:

14. А. Берг. «Воццек»

Добавим, что соотношение различных зон — терцовых, кварто-квин­товых, секундовых в их чистых и смешанных формах — играет немалую роль в этой опере, например: ц. 540 (I д.), ц. 368 (II д.), ц. 395 (II д.), ц. 670—680 (II д.).

Особое значение имеет квартаккорд, в его варьируемом составе 6 + 5 или 5 + 6 (тритон + кварта, или наоборот), в творчестве Веберна; появившись в ранних сочинениях, эта формация обрела характерные свойства «носителя» стиля. В № 1 из ор. 4 трехзвучный квартаккорд соз­дает специфический варьирующийся фонизм за счет приемов транспо­зиции, симметрии, расслоения фактуры.