А, б. А. Веберн. Ор. 12

Итак, в подходе к гармоническому материалу — в поисках новой со­норности, отвечающей закономерностям 12-тоновой организации, — ком­позиторы нововенской школы обнаружили стремление:

1) модифицировать известные терцовые созвучия путем разного ро­да наслоений «чуждых» тонов (особенно в линеарных фактурах);

2) сформировать новые типы вертикальных созвучий — как моно­интервальных (в частности, квартовых), так и в основном поли­интервальных, но с характерным фонизмом (выделение секунды, септимы, кварты).

В целом диссонантные звучания еще слабо регулировались в отно­шении «плотности» и «разрядки», «жесткости» и «мягкости», — словом, о рельефе гармонического напряжения вряд ли тогда заботились. Мож­но ли установить взаимосвязи в музыкальных текстах, в которых основ­ной тон уже не является центром системы (невзирая на его временное присутствие), в которых стерты тональные функции? На этот вопрос мы попытаемся ответить, остановившись на отдельных произведениях Шёнберга, Берга, Веберна.