А. Берг. Ор. 5 № 2

Аккордовый материал непосредственно связан с терцовым фониз­мом, хотя ординарных трезвучий в «чистом» виде здесь нет. Характерна двуплановость: интервальный нижний пласт (04, 010, 06) и аккордовый верхний пласт (мажорные секст- и квартсекстаккорды, кварт- и квинт-190

аккорды, повторяемые в исходной позиции и со смещением). Отметим индивидуализацию аккордового материала в зависимости от художест­венного задания: в № 1 — наряду со значительной ролью терцового фо­низма (септаккорды) заметна экспрессивная функция квартового поли­аккорда и созвучий типа полукластера; в № 3 в иных сочетаниях фигу­рируют терцовые и квартовые созвучия с добавленными тонами; в № 4 формообразующую функцию несет исходное двуплановое созвучие (не­полный септаккорд на басовой квинте). Общее свойство гармонии цик­ла — неодноплановость фактуры, порождающая вариантные аккордо­образования на основе терции и кварты.

Рассмотрев некоторые стилистические особенности в гармонической технике Шёнберга, Веберна, Берга, мы убеждаемся в наличии общих мо­ментов, связанных прежде всего с самой антитональной тенден­цией, поиском новых принципов звукоорганизации. Имея, как известно, определенную общность идейно-эстетических установок, миросозерцания, эти композиторы, однако, предстают — и это подтвердит дальнейшее — уже на данной стадии в форме, заставляющей задуматься о стилевом единстве этого направления.

«...Для любого стиля, — пишет Д. Лихачев, — наиболее „активной" и значительной его чертой является единство его стилеформирующих элементов» 29. Надо исследовать, есть ли в свободно-атональных про­изведениях нововенцев тот единый художественный «модуль», который объединяет идею и ее воплощение, содержание и форму. Не секрет, что слушатель (да и аналитик) до сих пор совершает большие усилия для обнаружения этого художественного единства (если оно есть). Во вся­ком случае сопричастность воспринимающего субъекта творческому акту этих художников в настоящее время еще не находится в стадии эстетического наслаждения произведением искусства, в стадии сотвор­чества художественному акту.