Методические рекомендации

Атональность в ее «свободном» варианте, как мы это пытались по­казать, — это звуковысотная организация, в которой, во-первых, еще не исчезли различные связи с тональностью и, во-вторых, наметились тен­денции к замене тональных функций на другой тип отношений — кон­струирование целого, исходя из интонационных взаимодействий. При изучении свободно-атональных сочинений важно учитывать эти двусто­ронние связи, обращая внимание как на стилистические отличия, так и на типологическую общность.

1. Анализируя гармонию, иногда целесообразно рассматривать ее как компонент фактуры, имеющей ясно выраженную линеарную на­правленность. Отсюда интерпретация аккордов и комплексов как «соби­рательных пунктов» (Асафьев) подвижной ткани.

2. Анализируя гармонию, необходимо, как и прежде, останавли­вать внимание на важнейших элементах гармонического языка, как-то: интервалах, аккордах, особых звукокомплексах, их структурных и сонор­ных качествах. При этом важно устанавливать, с одной стороны, гене­тические связи с традиционной техникой и, с другой стороны, фиксиро­вать приемы, ведущие далее. Существенной является проблема выбо­ра гармонических единиц, тесно связанная со стилевой функцией гар­монии.

29 Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X—XVII веков. М., 1973. с. 168.

3. Определив гармонический материал в его конкретной фактурной интерпретации, следует направить внимание на линейные связи, как-то: а) аккордосочетания (то есть ближний план) и типы отношений — мелодические и немелодические, плавно-связные и диск­ретно-разорванные, фонически явно контролируемые и фонически неявно контролируемые; б) гармоническую тектонику (то есть даль­ний план композиции) и способ ее формирования на основе метаморфоз исходного комплекса, квазитонального плана и проч.; в) сонорный план целого — гармонический рельеф, создаваемый флукту­ацией гармонического напряжения, а именно продуманным в соответст­вии с музыкальной экспрессией сопряжением диссонансов и консонан­сов.

В итоге необходимо сделать вывод о способе существования гармо­нии в контекстах, в которых нет ни тоникальности, ни тональных функ­ций; установить отношения между формальным и содержательным пла­нами сочинения, гармоническими приемами (в их связи с другими пара­метрами) и художественным результатом. В зависимости от полученных данных возникают и ценностные ориентации.

 

Мы ограничились рассмотрением гармонии в ранних формах ато­нальности. Получая представления об элементах гармонической стили­стики на примере соответствующих сочинений Шёнберга, Берга и Ве­берна (можно привлечь и другие произведения, например Айвса), мы приобретаем возможность: а) проводить сравнительный анализ тональ­ной и атональной систем на той же культурно-исторической стадии, б) рассматривать в генетическом плане дальнейшее развитие децентра­лизованных систем. Что касается так называемой свободной 12-тоново-сти, возникшей как реакция на жесткие законы серийности (см. след. главу), то, вырастая из «старого», она являет собой новый тип структу­ры, анализ которого (его научная определенность) будет зависеть от представлений о прототипе.

В эпоху «сложнейшего кризиса интонаций» очень существенно, на­поминал Асафьев, «чутье в критике», которая, не удовлетворяясь по­ложительными и отрицательными оценками, должна вникать в существо дела.

Анализ некоторых принципов атональной гармонии — важный ма­териал для интерпретации и оценки стилевой системы нововенских ком­позиторов.