Структура и систематизация серий

В теоретической литературе, посвященной серийной композиции, предпринимаются попытки классификации рядов, например по количе­ству тонов (длинные и короткие, 12-тоновая и «парциальная»), по ка­честву звучания (тональные, атональные), по структурным признакам (симметричные, асимметричные), по фактурным признакам (горизон­тальная додекафония, вертикальная додекафония, сегментная додека­фония, комбинированная додекафония) и др. Предпримем дальнейшие шаги в этом направлении.

В целом серии, встречающиеся в произведениях различных авторов, небесполезно сгруппировать по признаку их соответствия или несоот­ветствия «постулатам» 12-тоновой техники. Серии ортодоксальной структуры выявляют закономерности, присущие технике в ее изначаль­ном виде; серии неортодоксальной структуры характеризуют тенденции, развившиеся главным образом впоследствии.

Правила характеризовались Веберном как жесткие, зачастую обре­менительные, как повелительные узы, тесные оковы; однако они порой трактовались не только как необходимые, но и как «избавляющие» от произвола и обеспечивающие строгую взаимосвязь. В учебнике Э. Кршенека 11 рекомендуется избегать

1) более чем двух мажорных или минорных трезвучий, возникаю­щих в результате мелодического движения по квинтам и терциям;

2) последования звуков, принадлежащих одной диатонической шкале;

3) повторения одного и того же интервала (это приводит к монотонии);

4) таких последований нот, которые ассоциируются со скрытыми каденционными оборотами.

Кршенек приводит образец такой серии:

3. Э. Кршенек. "Studies in Counterpoint"

«Тема не обязательно должна совпадать с серией, — пишет Крше­нек, — более того, это встречается только в отдельных случаях. Отсюда цезуры между темами (или между частями мелодической линии) не должны совпадать с последовательными вступлениями ряда» 12.

11 Krenek E. Studies in Counterpoint. 12 Ibid., p. 3.

В одноголосном письме, однако, могут встретиться повторения, име­ющие форму а) репетиции в той же октаве, б) трели, в) тремоло, г) вспомогательной ноты. Эти строгие правила допускают и некоторое расширение: они приложимы к аккордам, иногда образующим остинат­ные аккомпанирующие фигуры, в то время как другие голоса подхваты­вают последующие звуки серии; они допустимы в случаях с «интерпо­ляцией» нового материала (другой формы серии) между теми или ины­ми звуками ряда:

4 а. А. Шёнберг. Сюита для ф-п. ор. 25, «Мюзет»

4 б. А. Шёнберг. Сюита для ф-п. ор. 25, «Интермеццо»

1. Серии ортодоксального строения, в той или иной степе­ни подпадающие под эту теоретическую схему, могут различаться в сле­дующих аспектах:

1) организация серии в соответствии со строгими «правилами» или некоторое отступление от них:

5 а. Э. Денисов. Вариации для ф-п., Thema