3) совпадение ряда с мелодией, выявляющей прогрессию двенадцати тонов и их интонационное содержание или «растворение» его в фактуре того или иного типа (см., например, III часть «Canticum sacrum» или «Движения» Стравинского);
4) серия как образование, содержащее скрытую информацию о целостной композиции (потенциальная перспективность, например, в сериях ор. 28—30 Веберна), и серия, внутренне менее перспективная, «плоскостная». (К этому перечню могли бы быть добавлены и другие положения.)
Признаки, характерные для ортодоксальных серий, могут войти в объем делимого понятия «серия» в тех случаях, когда в основу деления кладутся структурные моменты, в частности отношение к симметрии.
С помощью принципа изоморфизма можно установить наличие или отсутствие в структуре серии однородных сегментов, сохраняющих структурную формулу при перестановке входящих в сегмент звуков. Так, в серии из Концерта ор. 24 Веберна содержатся четыре изоморфные фигуры, которые можно принять за «субсерии», находящиеся в отношениях оригинала, ракохода инверсии, ракохода, инверсии:
Итак, к симметричным относят серии, которые подлежат разделению на большее или меньшее число изоморфных фигур (приведенная выше серия является таковой). Для серий Веберна это весьма характерно. Например, серия Симфонии ор. 21:
8 серия Симфонии ор. 21:
9 струнного Квартета ор. 28:
10 Кантаты ор. 29:
11 Вариаций для оркестра ор. 30:
Для Веберна ряд, действительно, не случаен: симметрия, содержащаяся в серии, «генетически» прорастает в звукоотношения на разных уровнях — интервалов, аккордов, высотных положений (то есть «тональных» планов транспозиций), а также других параметров.
Несимметричная (частично-симметричная) серия отличается от симметричной таким набором элементов, который допускает не только уподобление, но и контрастное сопоставление.
Таковой является серия Булеза, примененная в Третьей фортепианной сонате (сериализм в этом сочинении сочетается с некоторой свободой выбора как элементов внутри части, так и порядка частей):