Серийные формы и транспозиции

1. «Итак, ряд есть, — писал Веберн. — Тотчас начинается его видо­изменение, развитие. Как эта система строилась дальше? Комбинирую­щая фантазия нашла следующие формы: противодвижение (рак), обра­щение, обращение противодвижения (рака). Итого четыре формы. Дру­гих нет. Несмотря на все старания теоретиков. Каждая из этих четырех форм может строиться от каждой из двенадцати ступеней. С учетом этих двенадцати транспозиций каждый ряд, следовательно, может вы­ступать в 48 разных видах»13. (Связь такого рода техники с техникой композиции нидерландских полифонистов не отрицалась и, более того, подчеркивалась как иллюстрация преемственности методов.)

SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS Этот «магический квадрат» Веберна, в котором заключено ла­тинское изречение («Сеятель Арепо трудится не покладая рук»), содержит основной принцип 12-тоновой техники — равенство P. I, R, RI.

Транспозиции серийных форм (4X12=48) именуют по-разному: «серийный комплекс», «матрица серийных форм» и др.; варьируется и символика: позиция ряда обозначается либо от нуля, либо от единицы, иногда только через буквенное выражение высотности. В нашей работе условимся обозначать позицию серии, исходя из нулевого положения: это дает возможность идентифицировать интервальное измерение и вы­сотное положение. Например: Р-3 и Р-10 означают транспозицию серии на интервалы малой терции и малой септимы; «цифровка» инверсий та же, что и «оригиналов» (нулевая позиция у них совпадает), напротив, ракоход и ракоход инверсии находятся в зависимом положении от своих «первоисточников» — оригинала и обращения (R0=P0; RI0=I0 и т. п.).

В практике анализа серийных композиций небесполезно применять так называемый волшебный квадрат — матрицу серийных форм, — одна сторона которого (горизонталь) представляет P и R, а другая (верти­каль) — I и RI. Следует обратить внимание на то, что диагональ, иду­щая слева направо, всегда будет указывать на нулевой элемент, исход­ный звук оригинальной серии:

13 Вeбepн А. Цит. соч., с. 79.

Назначение разновидностей ряда — создавать связи и способство­вать продвижению от «толчка» в виде интонационной формулы, во­площенной в серии. Возникновение музыкального процесса зависит от того, насколько ряд может функционировать в качестве стимула движе­ния и в какой мере избранные формы ряда способны быть двигателями, направляющими музыкальное движение.

Необходимость планирования серийных форм и их высотного поло­жения осознавалась композиторами. Так, настойчиво используя метод противодвижения в Симфонии ор. 21 (II ч.) и Вариациях для фортепиа­но ор. 27, Веберн достигает наряду с интонационным единством осо­бой симметричной завершенности формы. Не случайно, например, что «тональная схема» Сюиты для фортепиано ор. 25 Шёнберга включает P0 и I0, Р6 и I6, то есть постоянное тритоновое соотношение. В «Klavier­stück» ор. 33а большое значение для становления формы имеет взаимо­действие высотных позиций.

20 a. А. Шёнберг. Пьеса для ф-п. ор. 33я