Пермутация — принцип, который применяется не только к музыкальным феноменам. Согласно формуле, как уже упоминалось, общее количество перестановок в 12-тоновой серии приближается к 500 миллионам (1X2x3X4X5X6X7X8X9X10X11X12=479 001 600). На практике используются лишь некоторые, наиболее элементарные виды пермутации. Одной из них является перестановка по принципу «каждый второй тон», например ряд 123456789 10 11 12 дает в результате комбинацию 1 3 5 7 9 11 2 4 6 8 10 12.
Возможно использование и другого метода: построение производных вариантов путем избрания (селекции) звуков из непрерывной цепи повторяющихся двенадцати звуков — так называемая циркулярная пермутация. Применив, допустим, прием «каждый пятый», можно получить
следующий ряд:
(Кстати, ряд примет первоначальную форму, если к нему применить еще раз прием «каждый пятый».)
Циркулярная серия также лимитирована: только один вариант возможен по принципу «каждый седьмой» и «каждый одиннадцатый», а другого рода выбор невозможен вообще — происходит повторение звуков в пределах ряда. Тем не менее в распоряжении композитора оказываются достаточно большие возможности пермутации и, следовательно, варьирования предустановленного порядка серии.
Индивидуальный стиль Берга, как известно, включал технику свободного обращения с серией: он не только не придерживался «правила» — одна серия на все произведение, — но и в пределах части допускал такую пермутацию, которая практически «оборачивалась» иным порядком, следовательно, иным «рядом». Показательна в этом отношении «Лирическая сюита» для струнного квартета (1926). В Hauptstimme звучит серия (т. 2 — 4):
Это всеинтервальная серия: отсутствует только унисон. Другая серия, возникающая благодаря пермутации звукоэлементов каждого сегмента, основана на квинтовом последовании:
Третий вариант, фактически третья серия, — это гаммообразное последование, также сохраняющее содержимое сегмента:
В итоге напрашивается вывод о том, что это скорее техника «тропа» (гексахордового), чем серийная работа. В самом деле, все упомянутые ряды генерированы из двух взаимодополняющих гексахордов одинаковой структуры: а) до, ре, ми, фа, соль, ля и б) фа# соль#, ля#, си, до#,
pe#
3. Принцип ротации
3. Принцип ротации ввел Кршенек, применив его к высотному и ритмическому параметрам. Ему принадлежат и теоретические высказывания по этому вопросу: «Ротация — это метод, согласно которому элементы данной серии систематически меняют свою относительную позицию в соответствии с сериально задуманным планом» 14.
Композитор анализирует в связи с этим свое сочинение «Lamentatio Jeremiae Prophète» (1940 — 1941). В пределах двух гексахордов 12-тоновой серии звуки ротируются — первый становится последним, в результате чего возникает шесть версий:
14 Кrenek E. Extents and Limits of Serial Techniques. — In: Problems of Modern Music. N. Y., I960, p. 74.
«диатонические» модели
«хроматические» модели
Модель, полученная таким образом, по мнению Кршенека, может быть названа «диатонической»; «хроматическая» модель возникает при транскрипции всех производных вариантов от одного звука. Эта операция, напоминающая модальный метод, ведет, по мысли Кршенека, «не к увеличению строгости, а к ослаблению ее», так как возникает возможность варьирования при сохранении связи с 12-тоновым рядом.
Техника пермутации и ротации, как и применение других деривативных форм ряда, порой не столько способствует установлению взаимосвязи с ним, сколько отвлечению от его внутренних закономерностей. Более того, модификации, добытые чисто математическим путем или другим внемузыкальным способом, теряют связь с первоисточником и становятся, по сути дела, самостоятельными формациями 15, лишенными образно-смыслового значения
«Нам вполне хватало этих 48 форм — 48 форм, которые всегда представляют одно и то же. Как раньше писали в C-dur, так и мы пишем в этих 48 формах» 16. Сравнение с одной тональностью — это, видимо, не более чем метафора. 48 форм, содержащие столько же высотных уровней, сколько и весь тональный круг (C-dur=1/12). реализуются — выборочно — в целостной композиции, и их формообразующая потенция — это проблема, которая теоретически еще остается невыясненной.