Тоновая гармония

1. Термин «12-тоновая гармония» обычно применяется в связи с 12-тоновой музыкой, серийной композицией, хотя мог бы, по су­ществу, содержать и признаки, выходящие за пределы объема и содер­жания этих понятий. Понятие «гармония», применяемое к серийному контексту, требует дополнительных разъяснений в двух аспектах — со­хранения традиционного начала и привнесения нетрадиционного.

Гармония как звуковысотная система, состоящая из аккордов и ак­кордовых отношений, не исчезла из серийных произведений. Аккорды и аккордовые взаимосвязи, однако, требуют специального рассмотрения, так как серийный контекст накладывает на них специфический отпе­чаток.

С другой стороны, это традиционное представление о гармонии должно быть дополнено. За гармонию следует принимать не только ак­корды и аккордосочетания, но «одновременности» и тонально-структур­ные отношения иного рода. Имеются в виду:

1 а) вертикальные формации, образующиеся в результате полифо­нически синхронного сочетания более чем двух серий (например, Веберн, Кантата ор. 29, I ч., момент вступления 4-голосного хора), или асин­хронного — одной серии (например, Шнитке, квартет):