А. Шнитке. Квартет, III ч.

б) вертикальные формации, скомбинированные из одной или не од­ной формы серии по принципу комплементарности, например: Шёнберг, Вариации для оркестра ор. 31, Струнный квартет № 4:

30. Л. Шёнберг. Струнный квартет № 4

2) конкретные типы звуковысотных структур (как бы «тональный план»):

а) образованные соотношением избранных транспозиций, на­пример: Веберн ор. 27, ч. II, ор. 28—31, а также приведенный выше ор. 33а Шёнберга;

б) особый тип «пульсации» тех или иных высотных комплексов — вариантных и инвариантных, формирующий определен­ную логику серийной композиции.

Остановимся на этом более подробно.

2. В какой мере согласуются понятия «серийное мышление» и «ак­корд»?

2. В какой мере согласуются понятия «серийное мышление» и «ак­корд»?

Аккорд как единица высотно-гармонической си­стемы имеет место как в свободно-атональных, так и в серийных про­изведениях. Аккордика оказывается также связанной со структурной и фонической функцией интервалов, на что следует обратить особое вни­мание.

Интервал, как элемент звукоотношений, установленных в серии, ин­тонационно проецируется на горизонтальный и вертикальный аспекты серийной текстуры, приобретая нередко и важную композиционную функцию.

В Сюите для фортепиано ор. 25 Шёнберга двузвучная одновремен­ность имеет не меньшее значение, чем аккорды и 12-тоновые вертикали. Серия создает условия для этого: в нее входят секунды (01, 02), терция (03), кварты (05), тритоны (06), а это значит и соответствующие септи­мы, сексты, квинты (см. пример 4). Следует выделить тритон как фони­чески существенный инвариант, он встречается трижды — между 3 и 4, 6 и 7, 0 и 11 тонами серии. Соединение его, особенно в линеарных по­следованиях, с квинтой и квартой, а также использование в целостной серийной композиции только р0 (R0), I0 (RI0) и Р6 (R6), I6 (RI6) на­водит на мысль о квазиквинтовой (Т—D) роли этого интервала.

Особенно это заметно в Жиге, последнем номере: ясная презента­ция двузвучий в серии (например, последование: Р0, I6, I0, P6 — в первых четырех тактах), «вытягивание» тритоново-квинтовых цепей на протя­жении всей пьесы и акцентирование этих образований в «коде»:

31 а. А. Шёнберг. Сюита для ф-п. ор. 25, «Жига»