А. Веберн. Концерт для 9 инструментов ор. 24, I ч.

Таким образом, при анализе серийной гармонии методологически важно обращать внимание и на такие единицы гармонического языка, как интервалы, которые нередко активно участвуют в создании общей гармонической атмосферы и в целом — в становлении логики серийной композиции.

Аккордообразование детерминируется рядом двояко: со стороны более «внешних» свойств — порядок тонов, соотношение сегментов и проч., со стороны более глубинных, «внутренних» свойств — принципы организации звукоотношений. Рассмотрим эти стороны.

Вертикализация элементов серии (и ее производных вариантов) — один из распространенных способов аккордовой организации. (Возника­ет отдаленная аналогия с образованием аккордов из натурального зву­коряда и модальных шкал: квазисерийную трактовку может иметь скря­бинский «Прометей-аккорд», представляющий вертикальный аспект «Прометей-модуса» — порождающей модели всего сочинения.)

Аккорд в серийной композиции может возникнуть как результат вертикальной «проекции» либо соседних, либо несоседних звуков серии. В целом образуется: а) вертикализация в соответствии с распорядком тонов в серии; б) вертикализация со свободной расстановкой тонов сег­мента; в) вертикализация, сочетающая оба этих приема.

Образование аккордов из соседних элементов можно наблюдать в теме вариаций Б. Шеффера, где пуантилистски-линеарно изложенная Р-форма противопоставлена созвучию, образованному той же формой. Контраст выявлен через темп (быстро — медленно), динамику (зона громких и тихих звучностей), артикуляцию: