Б. Шеффер. Вариации

Однако такой способ формирования аккордов имеет существенный недостаток: созвучия, образованные этим путем, не всегда способны реализовать желаемый фонический эффект. Поэтому шире распростра­нен прием, допускающий более свободную перегруппировку тонов в пределах того или иного серийного сегмента. (Образец такого рода тех­ники — аккордовое изложение серии в фортепианной пьесе ор. 33а Шён­берга — см. пример 20.)

Красочность и разнообразие гармонии — характерная стилистиче­ская черта сочинений Даллапикколы: вариантность вертикальных ре­шений — результат комбинации тонов серии, выявления ее аккордообразующих возможностей (см., например, «Музыкальную тетрадь», № 2, 10, 11):

34. Л. Даллапиккола. «Музыкальная тетрадь Анналиберы», № 10

Нередки случаи строгого и свободного распределения элементов серии, что дает возможность гибкого манипулирования материалом. В «Фантазии для скрипки», в разделе Lento использован прием верти­кальных перестановок, который создает вариантный распорядок тонов в аккорде:

35. А. Шёнберг. Фантазия для скр. и ф-п. ор. 47

Распределение элементов серии во времени, регистровые краски, различная артикуляция — все это способствует изменению фонизма гар­монии.

Попытки создать «правила» вертикализации элементов серии носят скорее технически-обучающий характер, чем художественно-творческий. Поскольку восприятие порядковости в серийной «одновременности» до­вольно проблематично, постольку выявление других, более общих, струк­турных принципов представляется музыкально оправданным и вполне закономерным. Так, для веберновской вертикали порядковость вторич­на по отношению к таким первичным качествам, как немногозвучие определенного типа диссонантности (квартаккорд с тритоном,«нонаккорд с нижней и верхней терцией), а также излюбленный структурный прин­цип — симметрия.

В Концерте ор. 24 строго отобранная аккордика, составляющая вме­сте с интервалами единый фонический комплекс, обнаруживает главный принцип композиции, а именно симметрию, проявляющуюся на разных структурных уровнях. Аккордика, экспонированная в т. 5, 20—23, оказы­вается лейтгармонией концерта: I0413—P0413, I0311—P0311, особенно послед­няя формация, рельефно представленная в коде III ч. (знаки P и I ука-

зывают на симметричность одноинтервальных созвучий). Композитор, придававший столь большое значение «наглядности», воспринимаемо­сти музыкальной ткани, добивается здесь поразительного единства структурно-фонического результата: