1. Каково взаимодействие единиц гармонического языка в сериальной композиции? С разрушением тонального единства, функциональной структуры, основанной на иерархии звуковысотных отношений, естественно возникает вопрос если не о замене тональности, то о специфике новой организации. Есть ли упорядоченное, регулируемое правилами комбинирование гармонических единиц между собой?
Попытаемся определить некоторые особенности сочетания «гармоний», установить некоторые характерные черты комбинаторики аккордов или аггрегатов.
Глубинное свойство взаимодействия гармоний — линейные (то есть синтагматические) связи, обусловленные неоднородностью единиц, — это свойство не исчезло, хотя и по-разному проявляет себя в различных контекстах, связанных с различной фактурой как «конфигурацией музыкального звучания» (термин Назайкинского). Линейность взаимосвязей может ослабевать и, соответственно, недостаточно восприниматься тогда, когда стирается дискретность, отчлененность друг от друга единиц гармонического языка. Если аккорды, подчеркнутые общим ритмом, звучат раздельно и образуют своего рода «речевую цепь», то аггрегаты, комплектующие 12-тоновость из ритмически относительно свободных высот, могут быть менее расчлененными.
И еще одно предварительное замечание". В рамках тональной системы порядок следования гармоний в итоге всегда определялся потребностью выражения той или иной мысли. В какой мере законы ряда могут поддерживать или осуществлять эту естественную функцию музыкального материала?
Во-первых, гармония, потенциально заключенная в серии, непосредственно регулируется самим рядом; иными словами, последование аккордов во многом предопределено последованием тонов и подчиняется заранее задуманному плану. Это обстоятельство может давать разные исходы, а именно приводить как к механико-автоматическим, так и к художественно оправданным решениям.
Так, в «Серийных вариациях» Кор Ки, каждая секция которых кончается гармоническим кадансом (использована Р-форма), слабо выражена какая-либо иная идея, чем вертикальная проекция ряда. Об этом говорит и отсутствие регуляции гармонического напряжения в аккордосочетаниях.