А. Веберн. Концерт для 9 инструментов ор. 24, II ч.

Тот же принцип находит наиболее рельефное и обобщенное при­менение, будучи подготовленным еще в I части, в коде III части. Трех­звучные аккорды, завершающие процесс серийных метаморфоз концер­та, извлеченные из различных серийных форм и транспозиций (Р6, RI1,

R0), объединяются как бы вторичной микросерией, состоящей из чере­дования симметричных аккордов со структурой P0311 и I0311. Самое лю­бопытное здесь то, что симметрия внутриаккордовых связей проециру­ется и на пространственно-временные отношения, образуя определенные фактурные конфигурации, например (т. 59—70).

Отсюда существенное значение для восприятия гармонических яв­лений приобретают ритмические и регистровые «показатели», реализу­ющие описанные конфигурации фактуры. Следовательно, сериаль­ная гармония, генетически заложенная в прекомпозиционном ряду, управляется им только в по­рождающем слое, уступая место иным, более «на­глядным» факторам, и в их числе симметрии фонизма, соединенной с неоднократной повторностью, пространственным конфигурациям му­зыкальной ткани.

3. Произрастание из серии всей ткани произведения — этот про­цесс непрерывного варьирования находит непосред­ственное выражение и в гармонии, ее элементах и их соотношениях. По типу этого варьирования в широком смысле слова определяются в итоге существенные признаки авторского, индивиду­ального стиля. Веберн писал: «Представьте себе: даны шесть тонов в виде построения (Gestalt), которое определяется последовательностью этих тонов, и все последующее... есть все то же построение, повторяю­щееся снова и снова!!! Правда, оно испытывает непрерывные „метамор­фозы" (в музыке этот процесс называется „варьированием"), — но это опять и опять то же самое» 22.

Комбинаторика гармонических единиц, определяемая структурой серии, находится в зависимости от трактовки композитором самих этих единиц и их фонизма, от включения дополнительных организующих фак­торов. Во избежание гармонической монотонии, которая может возник­нуть в результате повторения аккордов и линейных аккордосочетаний, диктуемых порядком тонов серии, применяется принцип метамор­фоз как гармонического материала, так и методов оперирования с ним. В качестве гармонической единицы может фигурировать не только интервал, аккорд, но и сегмент серии. Обладая определенным звуковым составом, сегмент — как субсерия — содержит возможности к внутренней реорганизации, вариантности аккордообра­зований. Здесь заложено зерно к единству в многообразии. Симметрич­ные серии, характеризующиеся изоморфными сегментами, способствуют той интеграции, которой так не хватает организации, утратившей тональный ориентир и функциональные зависимости. С другой стороны, они побуждают композитора к поискам «инакости», которая может быть сопоставлена с этими инвариантами, относительно «устойчивыми» зву­кокомплексами.

Комбинаторика гармонических сегментов, оперирование блоками разного фонизма и консонантно-диссонантной напряженности может производиться как в горизонтальной, так и в вертикальной координате. Все это создает специфический гармонический процесс, в котором не тяготения, а пульсация гармонической сонорики, регулируемой к тому же пространственно-временным фактором, создает своего рода гар­моническую «прогрессию» в условиях серийной композиции. Вышеописанный метод организации — характерная стилистическая черта партитур позднего Веберна, в частности вариаций для оркестра ор. 30:

22 Веберн А. Цит. соч., с. 117.