Л. Веберн. Вариации для орк. ор. 3

Своеобразие структуры этого сочинения, состоящего из «темы» и шести вариаций, по словам Веберна, в том, что все оно произрастает из шести тонов — Gestalt — симметричной серии; на их основе создает­ся тема, представляющая метаморфозы этого построения и в то же вре­мя особое единство; тема претерпевает в свою очередь ряд метаморфоз, которые, сливаясь в новое единство, дают форму целого.

Композитор в целом использовал двуплановую форму — вариаций и «увертюры», развивая принципы I части Струнного квартета ор. 28, . что имеет непосредственное отношение к гармонии, являющейся основ­ным выразительным средством I и II вариаций (первая тема и связую­щий раздел), IV и V вариаций (реприза первой темы и связующей), а также коды.

Три секции симметричной серии являются источником вариабельно­го гармонического материала. С одной стороны, выявляются мобиль­ные возможности построения вертикали, например: первый сегмент представлен аккордами 11 4 11, 9 11 3, 3 11 3, второй сегмент — 8 7 8, 9 4 3, 3 4 9, 3 11 9, 3 4 3, 3 11 3 (в полутонах обозначены интервалы между соседними звуками); с другой стороны, обнаруживаются ста­бильные, инвариантные фонические образования, объединяющие все три сегмента, а именно 3 11 3, а также интервалы 04, 08.

Все это позволяет композитору поддерживать процесс эволюциони­рующей вариантности, сопутствующий «стержневому» фонизму отдель­ных блоков.

Комбинаторика сегментов ведется с ориентацией на меняющиеся и сохраняющиеся фонические характеристики. Так, в первой вариации (главная партия), фактура которой имеет черты гомофонной (мелодиче­ские отрезки и аккордовый склад), в результате пермутации звуков сег­ментов возникают две группы четырехзвучных аккордов — с септимами и терциями (секстами) в крайних парах, нередко симметричных: