Повышение функциональной действенности интервала в музыкальной практике вызвало активизацию теоретической мысли, на «новом витке» обратившуюся к изучению его гармонических свойств3.
Продолжение иерархического соподчинения высотных уровней приводит к аккорду как созвучию, состоящему не менее чем из трех звуков. Став элементами аккорда, интервалы вступают в определенные упорядочивающие отношения, создавая таким образом внутрисистемные связи, структуру конкретного созвучия. В настоящее время стало общепринятым считать аккорд формацией, образуемой как терцовой, так и нетерцовой интерваликой.
Сам аккорд может находиться в иерархическом отношении к единицам другого уровня гармонического языка, аккордовым комплексам, обладающим новым качеством по сравнению с составляющими. Мы имеем в виду полиаккорды, выделяемые большинством современных теоретиков 4.
Процесс кристаллизации новых гармоний был исторически подготовлен, и немалую роль в этом имели художественные открытия русских композиторов в начале XX века, например знаменитые «колокольные гармонии» Скрябина. мощный импульсивный «аккорд-толчок» Стравинского, «дикие» архаические квартаккорды Прокофьева.