Приступая к анализу гармонии в серийной композиции, необходимо прежде всего составить общее суждение о произведении — его содержании и художественной ценности, его стилевом облике и коммуникативных возможностях. Культурный контекст, сравнительно-историческая ориентация будут способствовать выработке исходной позиции аналитической установки. Рассмотрев внешние связи произведения, следует обратиться к раскрытию внутренних, структурных особенностей. Все послужит определению стилеобразующих принципов на завершающем этапе анализа.
Предложим «набор» следующих операций.
1. При характеристике музыкальной композиции нужно установить ритм последования частей, их функциональные соотношения. Как уже отмечалось, в серийных композициях целый ряд конкретных типов музыкальных форм нашел применение и не был подвергнут такому пересмотру, как звуковысотная организация. Поэтому, анализируя сочинения такого рода, важно, с одной стороны, установить соответствия (если они есть) с традиционными явлениями формообразования, а во-вторых, выявить «новое единство», то есть композиционную целостность. (Мы не имеем в виду произведений, не удовлетворяющих требованиям художественности, музыкальности.)
2. Фактура как «трехмерная музыкально-пространственная конфигурация» является существенным компонентом серийной композиции. Отсюда важно охарактеризовать тип фактуры, учитывая, что в серийных сочинениях фактура претерпела значительные, по сравнению с традиционными, изменения. Анализируя фактуру, следует установить роль гармонического или полифонно-гармонического склада, присмотреться к гетерофонной или пуантилистской текстуре, нередко содержащей «скрытую» полифонию (особенно канонические формы). При этом невозможно обходиться без наблюдений над ритмом, тембром, динамикой (даже артикуляцией). И наконец, анализ звуковысотной системы будет более плодотворным, если учитывать роль фактуры в тектонике музыкальной композиции, в процессе становления музыкальной идеи и др.
3. Вышеозначенные положения относятся к серийным композициям в той же мере, как и к несерийным, — при всей специфике конкретных решений. Рассмотрение высотной системы, гармонии и полифонии как ее выразительных компонентов требует тщательного анализа серии (реже — серий), лежащей в основе сочинения. Поскольку обнаружение линеарной серии — это не всегда легкая и доступная процедура, постольку следует расчленить методические операции. Прежде всего надо попытаться выявить линеарную репрезентацию ряда, которая не обязательно должна быть в начале произведения.
Следующим шагом является анализ «клеточного строения» музыкальной ткани — рассмотрение ее вертикально-горизонтального и вертикального аспектов. Если ряд выступает в качестве «глубинной структуры», на основе которой возникают как бы более «поверхностные» вариативные структуры, то следующим важным шагом является анализ его внутренней организации.
4. Выяснение взаимосвязи звукоэлементов серии, определение типа серии, установление значения порядковости составляющих ее звуков в процессе развертывания музыкальной ткани, а также бол,ее внутренних, спрятанных от слуха (а иногда и глаза) взаимосвязей — все это является важным этапом для последующих операций, в том числе и связанных с анализом гармонии.
Следовательно, к анализу гармонии можно подступать только после предварительного выяснения целого ряда общих структурно-композиционных и содержательно-выразительных аспектов серийного произведения. Оценочный фактор может ясно предстать уже на этой стадии — до более детального проникновения во внутренний «механизм» сочинения, и он может либо стимулировать дальнейшее движение мысли, либо ее приостанавливать, побуждая к «положительным» или «отрицательным» эмоциям аналитика и критика.
5. Вслед за анализом серии естественно следует рассмотрение организации текста произведения. Отсюда важно сделать последовательный разбор всей текстуры произведения с точки зрения опреде-
ления серийных форм и их транспозиций (очень удобно при этом пользоваться «матрицей серийных форм», входящих в этот «волшебный квадрат», — см. с. 206 ).
6. В подходе к гармонии сохраняются методы, позволяющие рассматривать гармонический материал и оперирование им в серийной композиции. Отсюда важно определить типы используемых аккордов, обращая при этом внимание на их «извлечение» из серии, а также гармонические формации, возникающие в результате сочетания серийных форм в одновременности, включая и комплементарные аггрегаты. Следует обращать внимание на то, связана ли гармония с интонационным процессом — мелодическими оборотами, интерваликой; на то, какие вертикальные комплексы избираются и для каких целей (связь с музыкально-звуковым смыслом). Здесь же небесполезно сопоставить гармонию и полифонию в плане их содержательных функций.
7. Гармонический материал, вернее единицы гармонического языка, могут обладать системообразующими свойствами, которые проявляются при их взаимодействии. В связи с распадом тональных связей возникает проблема отношений гармонических элементов, взаимосвязей аккордов, аггрегатов, серийных форм и пр. Если вертикализация серии, создание одновременности (применяют термин «симультанность») не представляет особых затруднений, то организация гармонических отношений, функциональной структуры — вопрос мастерства композитора, вопрос владения логикой музыкальной композиции. Поэтому, выявляя направления организации гармонических взаимосвязей, комбинаторики гармонических элементов, следует обращать внимание на создание целостности, обеспечения взаимосвязи и постижимости.
Структурный анализ, как известно, не самоцель, а ступень к научной интерпретации и оценке того или иного явления. В нашем конкретном случае рассмотрение черт 12-тоновой системы и серийной гармонии — это рассмотрение внутренней организации произведения, выявление смыслообразующего значения его структурных характеристик. «Разум разрушает явление для того, чтобы оживить его для себя в новой красоте и новой жизни, если он найдет себя в нем, — писал Белинский. — От процесса разлагающего разума умирают только такие явления, в которых разум не находит ничего своего и объявляет их только эмпирически существующими, но не действительными. Этот процесс и называется „критикою"»23.
В заключение, вновь обращаясь к произведению как целостности, аналитик, обогащенный детально-конкретным видением предмета, имеет возможность сделать вывод о стилеформирующих принципах в области звуковысотности, включив их в целостную стилевую систему на разных ее уровнях (произведения, авторского стиля, стиля направления). А стиль выступает, как известно, носителем эстетической ценности.
Общая оценка произведения может быть совершена на основе синтеза «многоконтактного» подхода — ряда аналитических процедур, каждая из которых дает свою оценочную информацию.