С. Прокофьев. Скифская сюита, II ч.

2 Термин «гармоническое ощущение» введен Ю. Н. Тюлиным (см. «Учение о гар­монии», Л., 1937) и представляется перспективным не только в анализе классической, но и современной гармонии.

3 Этот вопрос поднят в "Unterweisung im Tonsatz" Хиндемита, "Studies in Counterpoint Based on the Twelve-Tone Technique" Кршенека.

4 В отечественных гармонических концепциях встречается как термин «поли­аккорд», так и «полигармония» (Ю. Н. Тюлин, Ю. Н. Холопов, Т. С. Бершадская и другие). Полиаккорд как гармоническая формация был осознан, по-видимому, не сразу: этого понятия нет в концепции Хиндемита, Мессиана; его ввел, скорее всего, Коуэлл, термин получил большое распространение в американской теории (Персикетти, Сигмейстер, Улегла и другие).

2. Поскольку описание современного гармонического языка, будь то техника композитора «тональная» или «атональная», затруднитель­но без внимания к тону, интервалу, аккорду, постольку следует их счи­тать основными единицами гармонического языка.

Они обладают свойством вычленимости, дискретности, неоднородности, столь необходимым для определения единиц; они, наконец, характери­зуются иерархическими отношениями, способностью входить в единицы иных уровней; и главное, они способны выразить смысл, иметь значе­ние в гармонической системе.

Однако aккорд занимает особое место в механизме гармонического языка, представляя центральнoe гармоничeское образованиe, подобное тому, которое в системе языка занимает слово5.

Дефиниция аккорда в краткой форме может дать указание только на его наиболее существенные признаки; определение аккорда раскры­вается в процессе изучения его внутренних свойств и «поведения» в кон­кретной звуковысотной системе, воплощенной в музыкальном произве­дении, обладающем определенными стилевыми признаками.