Как соотносятся речь и молчание?

Прямо. Церковь рекомендует безмолвие и молчание (это рекомендуется и фольклором: «слово – серебро, молчание – золото»). Анализ слов безмолвие и молчание в русской философской и духовной традиции показывает, что положительно оцениваются молчание, безмолвие, безглаголание, и отрицательно - бессловесие, безъязычие, безгласие (см. соотв. статью). Но необходимо хорошо понимать, что человеку рекомендовано развитие дара общения и общительности как реализации второй заповеди «возлюби ближнего своего как самого себя». Вот почему рекомендуется при большем молчании не быть молчаливым, ибо иной раз «молчанием предается Бог». Вот почему при запрете на празднословие нельзя забывать, что человек есть «творение словесное», а не «тварь бессловесная». Есть множество суждений на этот счет: «Да не будет слово твое праздным! Да не будет молчание твое бессловесным!» (митрополит Филарет Дроздов).

Может ли молчание быть особой формой речи? Несомненно: молчание - особая форма внутренней речи. Наше общение есть смена говорения и молчания. Молчание знаково («молчание тоже ответ»), поэтому можно найти много сочинений, суждений (в том, числе в современной паралингвистике) о знаковости мимики и жестов при внешнем молчании. Человеку же рекомендовано всегда не быть бессловесным, как сказано, например: ежеминутно твори молитву Иисусову. Это и есть не-бессловесие, не-молчание.